Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Возрождение в Венеции

В Венеции Возрождение началось позднее, было дольше, своеобразнее. Венецию называли "царицей Адриатики", "владычицей морей". Она была торгово-олигархической республикой. К ней стекались огромные богатства.

Венеция поражала великолепием, пышностью, праздничностью, красотой.

Два главных творения Венеции - Собор Сан Марко и дворец дожей.

Крупнейшие художники Венецианского Возрождения:

Джованни Беллини (1430 -1516), "Мадонна со святыми".

Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) - (1477/78 - 1510)

"Спящая Венера" (1508 -1510), Дрезден.

Джорджоне для Венеции был как Леонардо да Винчи для Средней Италии. Художник впервые пишет картины на светские темы, и впервые сделал равноправными человека и пейзаж.

"Спящую Венеру" Джорджоне сравнивали с "Рождением Венеры" Боттичелли, "Джокондой" Леонардо да Винчи, "Сикстинской Мадонной" Рафаэля.

Целомудренный и прекрасный образ спящей Венеры - одно из первых поэтичных изображений обнаженного тела в мировом искусстве.

"Юдифь". Эрмитаж. Независимо от сюжета Джорджоне создает в своих картинах идеал чистой и прекрасной женщины.

Картины Джорджоне удивительно поэтичны и музыкальны, от них веет задумчивой мечтательностью, безмятежной умиротворенностью и некоторой меланхолией.

Тициан (Тициан Вечелио) - (1477 или 1485/90 - 1576) - знаменует собой полный расцвет, зенит венецианского Ренессанса.

Идеалы Тициана земные, полнокровные, жизнерадостные, величавые, торжествующие. Он вдохновенно воспевал радостную красоту женщины в своих "Венерах", "Данаях". Им создана галерея портретных образов - императоры, короли, папы, прекрасные женщины, гуманисты, воины.

В картинах, созданных Тицианом в последние годы его жизни, звучит уже подлинный трагизм - "Святой Себастьян", Эрмитаж.

Самым ярким певцом праздничной, нарядной и богатой Венеции был Паоло Веронезе (Паоло Кальяри) - (1528 - 1588).

Последним великим живописцем этой эпохи был Тинторетто (Якопо Робусти ) - (1519 - 1594).

Искусство Испании.

Испанское искусство ХVI века было принципиально новым по отношению к средневековой культуре, оно весьма отличалось от ренессансного. Вся средневековая история Испании проходила под знаком Реконсисты - обратного отвоевания Пиренейского полуострова у арабов. Борьба против мусульман, определила и большую роль католической церкви в жизни Испании, ее культуре и искусстве. Нарождающаяся буржуазия в абсолютистской Испании была слаба. Идеи гуманизма и научная мысль подвергались гонению. Поэтому религиозный характер культуры, с чертами мистической экзальтации и преувеличенной экспрессии, сохранялся дольше, чем в других странах. Однако испанские художники не остались в стороне от достижений ренессансной культуры.

Наиболее значительное архитектурное творение королевский дворец Эскориал (архитектор Хуан де Эррера) - (1530-1579), для Филиппа II, около Мадрида.

Самый выдающийся художник - Эль Греко (Доменико Теокопули) - (1541 - 1614). "Благовещение", "Погребение графа Оргаса". Творчество Эль Греко стоит особняком в испанском искусстве - оно настолько индивидуально, что не могло иметь последователей. Художник создал свою собственную, смелую и необычную художественную систему. Основа его образов - духовное горение, отрешенность от земного и благоговейная устремленность ввысь. В его картинах никогда нет ясно построенного пространства; вытянутые, причудливо деформированные фигуры, неожиданные ракурсы и повороты, взволнованные движения, выразительные жесты и мимика, одухотворенность лиц - вот основные особенности своеобразного художественного языка Эль Греко.