Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Высокое Возрождение (1490-е до 1530 гг., чинквеченто)

Проторенессанс - примерно 1,5 столетия (конец ХIII -ХIV вв.)

Раннее Возрождение - примерно 1 столетие (ХV в.)

Высокое Возрождение - менее 4-х десятков лет.

Его конец связан с 2 событиями:

Разгромом и разграблением Рима в 1527 г. войсками Карла V Габсбурга, императора Германии и короля Испании.

Падением последней флорентийской республики в 1530 г. (Правда, творчество Микеланджело продолжалось до 1564 г.), а в Венеции до конца ХVI в. творили великие мастера:

В ХIV и ХV вв. Италия была самой передовой страной Западной Европы, в ХVI в. - переживала глубокий кризис политический и экономический, Италия потеряла рынки на Востоке, постоянные междоусобицы. Италия - арена постоянных войн. Она опустошена и разорена.

После разгрома Рима Италия оказалась под властью габсбургской монархии.

Но прежде чем свершились эти трагические события, Италия пережила период общественного подъема, вызванного борьбой итальянских государств против порабощения и стремлением к объединению страны. В этот период и наступил высший расцвет искусства Возрождения в и Италии - Высокий Ренессанс.

Искусство Высокого Возрождения стало выражением всей сложности и масштабности исторического бытия эпохи. На смену поискам, аналитическому исследованию натуры и окружающего мира, пришло синтетическое обобщение, извлекающее из явлений самое их существо, а также уверенное владение всеми приемами и тайнами изображения. Н.А.Дмитриева пишет: "Кватроченто - это анализ, поиски, находки, это свежее, сильное, но часто еще наивное, юношеское мироощущение. Чинквеченто - синтез, итог, умудренная зрелость, сосредоточенность на общем и главном, сменившая разбрасывающуюся любознательность Раннего Ренессанса".

В искусстве Высокого Возрождения центральное место безоговорочно занял Человек!

Среди художников чинквеченто* (XVI век) Средней и Северной Италии отчетливо возвышаются три вершины:

Леонардо да Винчи - самая необыкновенная фигура в истории мировой культуры. Это был "Homo universale" (человек универсальный): умел все и был во всем гениален, к тому же красив, силен, элегантен, обходителен, красноречив.

В сфере искусства Леонардо был живописцем, скульптором, рисовальщиком, музыкантом, архитектором, сочинял басни, сонеты, написал "Книгу о живописи".

Картин его дошло около 15. Он оставил рисунки машин и механизмов с прообразами экскаватора, токарного станка, самолета, вертолета...

В Эрмитаже находятся две картины Леонардо да Винчи: "Мадонна с цветком" (Мадонна Бенуа), 1478 и "Мадонна с младенцем" (Мадонна Литта), 1470-1490.

В "Мадонне с цветком" Леонардо уходит от статичности, застылости кватрочентовских композиций. Особенности искусства мастеров кватроченто - интерес к психологическим решениям и пространственному построению, стремление к лаконичности и обобщению.

Художники ХV века овладели перспективой.

Леонардо овладел пространством.

Персонажи его картин уже располагались не на фоне далекой перспективы, а внутри пространства. Не было разрыва между передним и задним планами, персонажи не "наложены" один на другой, между ними чувствуется воздух.

Мягкая, с переходами светотень - знаменитое леонардовское "сфумато".

"Поклонение волхвов" - не закончена.

"Мадонна в гроте" - здесь Микеланджело ввел пирамидальное построение, ставшее классическим.

Фреска "Тайная вечеря" - удивляет интеллектуальной силой художника, тем как продумана и разработана композиция произведения. Она написана на торцовой стене трапезной монастыря так, что иллюзорное пространство фрески кажется продолжением реального пространства интерьера. Христос и его ученики как бы сидят в той же трапезной, но на возвышении. Центральное положение Христа подчеркнуто тем, что точка схода перспективы совпадает с его головой. Художник поместил Христа в светлом проеме окна, отдалив простенком от апостолов.

Новое, не традиционное решение темы дает Леонардо да Винчи: он впервые изображает конфликт, (сам процесс!) драматического события.

Христос сказал апостолам: "Один из вас предаст меня". Иуду обычно выделяли на противоположной стороне (А.Кастаньо, Гирландайо). Леонардо помещает Иуду рядом с любимыми учениками, выделяя лишь падающей тенью на лицо. Самое знаменитое произведение художника и, пожалуй, во всей мировой живописи - "Портрет Моны Лизы", супруги богатого флорентийца Франческо дель Джокондо.

К, сожалению, никакое воспроизведение не может передать всего богатства сложных и тонких нюансов оригинала. С "Джокондой" связаны различные легенды, ее похищали, подделывали, "разоблачали".

Портрет завораживает и восхищает тем, что в нем, при внешней неподвижности модели передана жизнь души, само ее течение, неуловимо сменяющиеся оттенки мыслей, чувств, ощущений. Леонардо говорил: "Хороший живописец должен писать две главные вещи - человека и представление его души". С "Джокондой" связано зарождение психологического портрета.

Рафаэль - (1483 -1520) - гений иного склада. Он не был новатором. Его искусство синтез достижений предшествующих художников.

У Рафаэля человек совершенен, мир в гармонии.

Образ Мадонны особенно близок искусству Рафаэля. Здесь художник наиболее полно раскрывает свои представления о благородстве, совершенстве человека, о гармонии внешней и внутренней красоты.

"Мадонна Конестабиле", "Мадонна в зелени", "Мадонна дель Грандука", "Мадонна с щегленком", "Мадонна садовница", "Мадонна Альба", "Мадонна в кресле", "Сикстинская Мадонна" (1513 -1514), возвращена в 1956 г. - одно из любимых произведений мировой живописи.

Святые Сикст и Варвара в благоговении склоняются перед Богоматерью, идущую в облаках. Высокую религиозность художник соединил с высокой человечностью, создав может быть самое глубокое и прекрасное воплощение темы материнства. Одухотворенное лицо Мадонны, то, как она держит младенца, выражают и бесконечную любовь и провидение трагической судьбы сына, сознание ее неизбежности, и скорбную готовность принести его в жертву ради людей.

37 лет прожил Рафаэль. Ему была поручена огромная работа - роспись 4-х станц (комнат) в Ватикане (папский дворец).

Ватиканские фрески Рафаэля, вместе с Тайной вечерей Леонардо да Винчи и Сикстинским потолком Микеланджело - вершина монументальной живописи Возрождения.

Главные фрески станцы - "Диспуты" - (апофеоз теологии), "Афинская школа" - (апофеоз философии) и "Парнас" - (апофеоз искусства) и "Мудрость, Мера и Сила" - (олицетворение главных добродетелей правосудия).

Рафаэль был прекрасным рисовальщиком, великолепным портретистом, архитектором, археологом, мечтал восстановить Рим в его прежнем величии.

В Эрмитаже было выполнено точное повторение росписей лоджии двора Сан Дамазо (Ватиканский дворец) - Лоджии Рафаэля.

Микеланджело Буонарроти (1475 -1564). Превыше всех искусств он ставил скульптуру, хотел быть только скульптором, но волею судьбы стал и живописцем и архитектором, был также рисовальщиком, поэтом, инженером.

Прожил долгую (89 лет) и трагическую жизнь. Он боролся за независимость Флоренции, видел унижение Родины, разгром Рима. Человек свободолюбивый, дерзновенный, он вынужден был служить папам. Микеланджело в одной единственной фигуре был "способен воплотить все добро и все зло человечества". Он стремился показать человека таким, каким он должен быть.

Таков его Давид.

Гигантская фигура олицетворяет безграничную мощь свободного человека. Вазари писал, что статуя Микеланджело: "...отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских".

В 1505 г. папа Юлий II призвал Микеланджело в Рим, для создания своей гробницы, 40 лет жизни Микеланджело отдал ей, выполнив три статуи.

Роспись потолка Сикстинской капеллы также возложил Юлий II на Микеланджело. На потолке капеллы Микеланджело создал мир титанов.

Фреска "Страшный суд" (1508 - 1512) в Ватикане - роспись потолка и алтарной стены Сикстинской капеллы. Роспись потолка свыше 500 кв.м и включает 343 фигуры. Без помощников работал 4 года, лежа на лесах. Площадь "Страшного суда 13,7 х 12,2 м.

Художник, который не считал себя живописцем и вначале упорно отказывался от этой работы, создал в результате беспримерное творение. В эпоху Возрождения плафонная живопись носила преимущественно декоративный характер, Микеланджело же изобразил картины сотворения мира и жизни первых людей на земле, эпизоды из Библии. На потолке капеллы он создал мир титанов. Его Бог - вдохновенный творец, создающий Вселенную и человека.

Его люди могучи и прекрасны телом и духом; пророки и сивиллы отважны в своем прозрении будущего, обнаженные юноши раскрывают в многообразных проявлениях красоту и пластику человеческого тела.

Этот жизнеутверждающий пафос сменяется трагической безысходностью, когда Микеланджело работает над фреской "Страшный суд". Многое изменилось в мире, в судьбе родины - изменилось и мироощущение художника. Суд, изображенный на фреске, действительно страшен: праведники, обступившие Христа, гневны, они требуют возмездия, и Христос властным жестом руки низвергает грешников в ад. В этом сюжете можно видеть крушение ренессансной гордыни - и шире - образ всечеловеческой катастрофы.

Последние скульптуры Микеланджело - три "Пьетты" - (Пьетта - оплакивание) - несут образ сломленного страдания человека; от них веет бесконечной усталостью и глубокой скорбью. Им созвучны строки его сонета:

"Надежды нет, и все объемлет мрак,
И ложь царит, а правда прячет око".

Капелла Медичи была построена в 1520 - 1525 гг. по проекту Микеланджело как усыпальница членов семьи Медичи. Вместо задуманных четырех надгробий было исполнено два - Лоренцо ("Утро" и "Вечер") и Джулиано ("День" и "Ночь") Медичи. Фигуры, традиционно символизирующие быстротечность времени, Микеланджело наполнил переживаниями, рожденными трагической судьбой своей родины, крушением своих идеалов.

В одном искусстве Микеланджело остался верен заветам своих героических лет в архитектуре: во Флоренции он создал капеллу Медичи и интерьер библиотеки Лауренциана (первая публичная библиотека в Европе), в Риме разработал проект перестройки Капитолия и увенчал грандиозным куполом собор св. Петра, главную святыню христианского мира.

Собор св. Петра строили около 150 лет (первоначальный проект был создан арх. Д. Браманте). Над собором Микеланджело работал до конца жизни.

Собор святого Петра - венец архитектурного гения Микеланджело, где мастер развил идею центричности, автором которой был Д.Браманте. И все же главное творение Микеланджело - зодчего - грандиозный, вознесенный к небу купол над центральной частью храма. Внутри он кажется легким и пронизанным светом, покоряюще прекрасным. Купол собора св. Петра Микеланджело царит над всем вечным городом, над бесчисленными архитектурными памятниками, которыми так богат Рим.

Б.Соловьева, анализируя эпоху и творчество Микеланджело, пишет: "В архитектуре эпохи Возрождения много прекрасных творений, однако, этот вид искусства перестал быть ведущим, перестал быть основой синтеза искусств. Архитектура сама начинает подчиняться и даже подражать изобразительным искусствам - живописи, скульптуре, и эти тенденции к концу эпохи нарастали. Стала преобладать забота о красоте фасада; конструктивные элементы использовались в декоративных целях. Нередко случалось, что в интерьерах архитектурные формы - абсиды, купол, карнизы, пилястры,* арки* - изображали на стенах потолке красками.

И все-таки именно в живописи был наиболее очевиден закат большой культурной эпохи. У поколения художников, которое сложилось в период захвата Рима, падения флорентийской республики, крушения надежд на объединение страны, феодально-католической реакции, контреформации и инквизиции, вера в силу, разум человека, возможность гармонического развития личности была утрачена или сильно подорвана. Они восхищались и чтили Леонардо, Рафаэля, Микеланджело и считали, что следуют их заветам, но внутренняя опустошенность, отсутствие собственного вдохновляющего идеала рождали только манерное подражание отдельным внешним приемам. Это направление и получило название маньеризм.* Сознание неудовлетворенности, бессилия перед неразрешимыми противоречиями приводило к стремлению отгородиться от жизни. Художники-маньеристы, которые работали, главным образом, при дворах герцогов и королей, следовали в своем творчестве придворно-аристократическим вкусам. Они вдохновлялись не реальным миром человеческих чувств, а стремлением к причудливым формальным эффектам. Их картинам присущи вычурность и манерность, жеманное изящество, стремление поразить необычайной трактовкой сюжета, тесное расположение фигур, их деформации, удлинение, "змеевидные" движения и повороты. Типичным произведением маньеризма является "Мадонна с длинной шеей" Пармиджамино".