Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Предисловие

Художественная культура является важной составляющей курса культурологии. Ее изучение позволяет привлечь внимание студентов к вопросам искусства как ядра культуры, его влияния на культурную жизнь общества. Учебное пособие "Художественные стили в Западной Европе и России" предназначено для изучения разделов художественной культуры в курсе культурологии, а также специальных курсов, посвященных изучению истории художественной культуры.

Предлагаемое пособие "Художественные стили в Западной Европе и России" имеет целью рассмотреть так называемые "большие " стили, изучить стиль как явление культуры, уяснить различие между стилем, стилизацией, направлением.

Из огромного множества конкретных фактов и теорий мирового искусства (включая архитектуру и изобразительное искусство) выбраны наиболее значительные и характерные. Они позволяют определить роль искусства на основных этапах развития человечества в контексте таких явлений как романский стиль, готический, эпоха Возрождения, барокко, классицизм, модерн.

Пособие дает представление о художественных эпохах, стилях и направлениях в искусстве, а также о современных методах и понятиях искусствознания и культурологии.

Сжатые рамки пособия обусловили и определенную его композицию: материал распределен по двум основным главам.

Стиль как явление культуры.

Европейские художественные стили.

Первая глава посвящена проблеме стиля в культурологии и искусствоведении; стилю и стилизации.

Во второй главе рассматриваются европейские художественные стили: романское и готическое искусство, эпоха Возрождения, барокко, классицизм, модерн, чередуя характеристики стилей, отдельных видов архитектуры и изобразительного искусства на каждом из этапов с небольшими очерками по отдельным персоналиям. Автор рассматривает эти проблемы в основном на материале живописи, в меньшей степени - архитектуре. Основное внимание уделяется западноевропейскому искусству.

В данном пособии не ставится задача анализа античного искусства, искусства русского средневековья, подробное рассмотрение искусства России в Новое и новейшее время. Ряд тем уже нашел свое отражение в разработанных преподавателями кафедры культурологии учебных материалах (компьютерные обучающие программы для системы дистанционного обучения: Н.Н.Фомина - Древняя и Средневековая культура России; Н.О.Свечникова - Культура Древней Греции и Древнего Рима; Средневековая культура Западной Европы; И.И.Толстикова - Теория культуры. Культура ХХ века; Н.В.Филичева - Художественная культура России XVIII - начала XX века.

Учебно-методическое пособие "Основы теории и истории культуры". Терминологический словарь-справочник. Под ред. проф. З.О. Джалиашвили, доц. Н.Н.Фоминой. Ч.1 и ч.2, С.П-б,: СПбИТМО (ТУ), 1997-1998)

Работа с пособием позволяет сосредоточить внимание студентов на самых важных, на взгляд автора, общих аспектах теории и истории искусства, художественной критики и проблеме стиля в западноевропейской и отечественной художественной культуре. Материал пособия опирается на многолетний педагогический опыт автора в чтении вопросов художественной культуры в курсе культурологии и специального курса "Художественные стили в Западной Европе и России". Преподавание данных курсов сопровождается демонстрацией иллюстративных материалов (живопись, архитектура и т.д.), посещением музеев и прогулками по городу и пригородам Петербурга. Данный подход позволяет не только предложить теоретический материал, но и выработать у студентов практические навыки освоения и создания художественных ценностей.

В отборе материала и стиле изложения автор опирается на собственный опыт искусствоведческой работы и общение с миром искусства; анализируются произведения, наиболее выразительно характеризующие тот или иной стиль, направление, мастера, позволяющие создать более целостное представление об особенностях развития западноевропейского и отечественного искусства XI -ХХ веков. Пособие включает в себя глоссарий (основные искусствоведческие и культурологические термины).

Автор выражает глубокую признательность коллегам и рецензентам за помощь и обсуждение проблем; и моя особенная благодарность соавторам по работе над CD - П.Евстафьевой, А.Виноградову, Н.Григорьеву, а также студентам V курса КТиУ (ВТ) - за тот стимул и вдохновение, без которого эта работа была бы невозможна, и за ту помощь, которую они оказывают мне, будучи замечательными специалистами в своей области.