Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень:


Что понимается под совокупным спросом и совокупным предложением

В микроэкономике мы рассматривали проблему рыночного спроса и предложения относительно отдельных благ и услуг. Исследование спроса и предложения на отдельный товар давали возможность определить цену на него и объем реализации. Но определение этих параметров относительно различных благ не давали представления в целом о причинах колебания цен на все товары и услуги, производимые в экономической системе, то есть об уровне цен. Точно также кривые предложения на различные товары не объясняют падение и подъем объема происходящих в экономике. Причины происходящих процессов остаются, что называется «за кадром».

На макроэкономическом уровне нас интересует совокупный спрос, который характеризует желание и возможность населения и фирм приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен (рис. 1.3.1).

Необходимо сразу уточнить, что по оси абсцисс на графике совокупного спроса (AD) берется не номинальный, то есть выраженный в текущих ценах, а реальный продукт, предложенный покупателю на рынке в ценах базового года.

Совокупный спрос, в отличии от рыночного спроса, является более сложной категорией и в масштабах общества складывается из четырех основных компонентов. Во-первых, это потребительский спрос на товары и услуги. Во-вторых, это инвестиционный спрос фирм. Третьей составной частью являются государственные закупки, в которые входят все федеральные и местные расходы на армию и вооружение, бесплатное медицинское обслуживание и образование, государственные инвестиционные программы, строительство жилья и дорог и так далее. Последним, четвертым компонентом является чистый экспорт, то есть разница между импортом и экспортом. если импорт превышает экспорт, то в совокупный спрос, следовательно, входит спрос на импортные продукты; если экспорт превышает импорт, то включается спрос на отечественные товары за рубежом.

В микроэкономике мы рассматривали проблему рыночного спроса и предложения относительно отдельных благ и услуг. Исследование спроса и предложения на отдельный товар давали возможность определить цену на него и объем реализации. Но определение этих параметров относительно различных благ не давали представления в целом о причинах колебания цен на все товары и услуги, производимые в экономической системе, то есть об уровне цен. Точно также кривые предложения на различные товары не объясняют падение и подъем объема происходящих в экономике. Причины происходящих процессов остаются, что называется «за кадром».