Предыдущий уровень изложения текущего раздела   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Следующий уровень изложения текущего раздела   Уровень: Глоссарии:


Глава 7

  1. В условиях совершенной конкуренции цена товара, средний и предельный доход совпадают с линией спроса фирмы, которая не зависит от объема выпуска. Общий доход возрастает по мере увеличения количества реализуемой продукции, а величина получаемой прибыли выступает как разница между общим доходом и общими затратами.
  2. Основное правило максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмой заключается в том, что она выбирает такой объем производства, при котором MC = MR = P. Если цена понизится до минимума средних общих затрат (P = min ATC = MR), то фирма будет работать на самоокупаемости. При дальнейшем падении рыночной цены ниже уровня средних переменных затрат, когда перестают возмещаться постоянные затраты, фирма вынуждена остановить производство.
  3. Кривая краткосрочного предложения конкурентной фирмы формируется на основе кривой предельных затрат, которая выше минимума средних переменных затрат.
  4. Совокупное предложение на рынке совершенной конкуренции образуется в результате сложения предельных затрат фирм при уровне цены, которая выше AVC этих фирм.
  5. Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы на рынке возможно при соблюдении трех условий:
  6. При несовершенной конкуренции цена на каждую последующую единицу продукта будет уменьшаться, в результате чего общий доход сначала повышается до определенного уровня, а затем постепенно падает.
  7. Кривая спроса фирмы-монополиста имеет отрицательный наклон и совпадает с кривой рыночного спроса, поэтому монополия имеет возможность контролировать как цену, так и выпуск продукции. Причем предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы, всегда ниже цены.
  8. В некоторых случаях монополия осуществляет ценовую дискриминацию, если она устанавливает разные цены на один и тот же продукт или услугу для различных покупателей в соответствии с их эластичностью спроса.
  9. На олигополистическом рынке фирмы вынуждены тщательно учитывать реакцию своих конкурентов. Олигополистическая взаимосвязь в коротком периоде направлена на удержание одной и той же цены при условии равенства предельных и средних переменных затрат. В длительном периоде соперничество между немногими фирмами приводит как к ценовым войнам, так и к образованию картелей.
  10. В условиях монополистической конкуренции каждая фирма проводит ценовую политику вне зависимости от действий конкурентов. При этом она может получать монопольную прибыль только в краткосрочном периоде, теряя ее в длительном.