Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень:


Основные направления исследований в макроэкономике

Исследование равновесия экономической системы в целом. В курсе микроэкономики рассматривалось равновесие на различных рынках: товаров и услуг, рабочей силы и других факторов производства. Все перечисленные рынки имеют свои особенности, которые в значительной степени определяют их равновесие. Сбалансированность национального рынка в целом возникает при условии равновесия всех составляющих его частей.

Выделяют стабильное (устойчивое) и неустойчивое равновесие. На экономическую систему могут воздействовать внешние и внутренние факторы, которые выводят се из состояния равновесия. Устойчивым равновесием называют такое состояние экономической системы, когда будучи выведенным из него. она сама возвращается в состояние равновесия за счет внутренних ресурсов и встроенных стабилизаторов. Неустойчивое равновесие - это когда экономика, выведенная из равновесного состояния, не может вернуться самостоятельно в прежнее состояние.

Макроэкономическое равновесие рассматривается относительно закрытой и открытой экономической системы. Под закрытой системой понимается исследование экономики внутри национальных границ под воздействием или вследствие изменения внутренних факторов. Открытая экономика - это система, на которую воздействуют факторы из заграницы и которая интегрирована в мирохозяйственные связи.

Достижение стабильных и устойчивых темпов экономического роста. Экономические показатели развития различных стран в условиях рыночной экономики подвержены постоянным колебаниям. В качестве обобщающего показателя используется валовой национальный продукт (ВНП), который отражает стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период, обычно год. Различают номинальный и реальный ВНП. Номинальный ВНП отражает общую стоимость произведенной продукции в текущих ценах. Реальный ВНП - есть номинальный объем ВНП, но выраженный в ценах базового года, или отражающий реальную стоимость физически произведенного продукта, очищенную от влияния изменяющихся цен. Так, например, показатель номинального ВВП по Российской экономике в 1993 г. составил 162300 млрд. руб., а его реальная величина в ценах 1990 года оказалась всего лишь 376,9 млрд. руб. Пусть возьмем за базу 1991 г., то реальный валовой продукт России сократился в 1994 г. на 45%, хотя в текущих ценах увеличился и составил 630 трл. руб. Поэтому действительную динамику производства можно рассматривать только на основе анализа показателей реального ВЦП или ВВП. Темп роста (или спада) реального ВНП определяется как разница между показателями реального ВНП за определенный период, отнесенная к значению реального ВНП базового года и выраженный в процентах. Например, в случае, когда мы возьмем Российскую экономику за период с 1990 г. по 1993 г., то темпы экономического спада можно определить по следующей формуле:

Минус перед 39,4% означает, что произошел спад реальных показателей экономического развития, а не подъем.

Колебания обобщающих экономических показателей говорят о неравномерности развития той или иной страны. Так, например, анализ темпов роста реального ВНП Соединенных Штатов за период с 1961 г. по 1985 г. показывает, что при общей тенденции к росту ВНП за этот период наблюдалось шесть периодов спада: в 1963, 1967, 1968, 1974, 1980 и 1982 годах. Величина падения темпов роста ВНП в перечисленные годы различна, но, в любом случае, это оказывает отрицательное воздействие на все стороны жизни общества: уменьшается инвестиционная активность, снижается уровень потребления и сбережений населения, увеличивается дефицит государственного бюджета, падает авторитет страны на международной арене, растет социальная напряженность в обществе. Поэтому правительство любой страны заинтересовано в стабильном и динамичном развитии экономики и отсутствии циклических колебаний.

Трудоспособность населения и эффективное использование ресурсов. Трудоспособность населения тесно связана со стабильными и устойчивыми темпами экономического роста. При спаде экономических показателей, уменьшении объемов производства происходит сокращение численности занятого населения, т. е. растет безработица. Например, численность безработных в Российской экономике увеличилась с января 1992 г. по январь 1994 г - с 485 тыс.чсловек до 1165 тыс.человек, с учетом скрытой формы занятости показатель безработицы достиг 3,6 млн.чсл. На начало i996 г. по официальным данным безработица в России составляла 2,3 млн.чел,, т. е. 8,2%. Спад производства отразился также на том, что одновременно уменьшилось более чем в 2 раза число вакантных рабочих мест - с 586 до 286.1

Проблема безработицы имеет много аспектов, которые мы рассмотрим в соответствующей теме. В этом отметим только то, что помимо социальной нестабильности эта проблема порождает еще одну - увеличение дефицита государственного бюджета, так как рост численности незанятого населения увеличивает сумму средств на пособия по безработице и профессиональную переподготовку высвобождающихся людей. Таким образом, кризисное состояние экономики усугубляется дополнительными проблемами, включая неполное использование производственных мощностей и сырьевых ресурсов системы.

Стабильность денежного обращения и инфляционные процессы в обществе. Стабильность денежного обращения в самом общем виде связана с двумя проблемами: во-первых, с объемом денежной массы, который должен обслуживать необходимый объем производимых продуктов и услуг; во-вторых, это касается открытой экономики - курса национальной денежной единицы относительно иностранных валют.

Объем денежной массы определяется центробанком страны или институтами, выполняющими данные функции (в Соединенных Штатах, например, это Федеральная резервная система). В том случае, если рост объема денежной массы превышает необходимые нормы, возникает инфляция. Инфляцию определяют как рост цеп или обесценение денежной единицы.

Инфляцию называют острейшей проблемой XX века. Начиная с I мировой войны это явление периодически посещает экономики разных стран, внося в жизнь всех без исключения неуверенность в завтрашнем дне, ожидание еще большего обострения существующих проблем. Последствия инфляции настолько страшны для каждого общества, что оно готово заплатить очень высокую цену эа то, чтобы освободиться от этой болезни. Так, например, правительство М. Тетчер в конце 70-х-начале 80-х годов вынуждено было пойти на высокий уровень безработицы, чтобы избавиться от инфляции.

В России с переходом к рыночной экономике инфляция приняла беспрецедентные масштабы.

Борьба с инфляцией, которая приобрела такие размеры, требует грамотных целенаправленных действий со стороны государства.

Экономические функции правительства.

Разрешение экономических проблем современного общества во многом зависит от действий правительства. Среди экономистов сложилось два подхода к модели поведения современных правительственных структур:

  • неоклассический, который в самых общих чертах заключается в том, что чем меньше правительство вмешивается в экономику, тем лучше. Сторонники классической школы считают, что рынок Должен сам решать свои проблемы;
  • кейнсианский, который утверждает то, что в современной экономике рынок не в состоянии стабилизировать все отношения, и правительство обязано путем фискальных, кредитно-денежных и других инструментов постоянно регулировать экономические отношения .
  • Следует отметить, что западные страны выходили из кризисных ситуаций, используя как ту, так и другую модель поведения. Общих рецептов здесь дать невозможно. В зависимости от того, каков характер переживаемых экономикой трудностей, правительству следует выбрать одно из направлений, взяв на себя всю ответственность за принятое решение.

    Выделяют три основные экономические функции, которые призвано выполнять правительство.

    Во-первых, регулирование рыночного механизма и установление «правил игры» на внутреннем рынке. Правительство должно выступать гарантом выполнения законов. Кроме того, оно определяет денежно-кредитную политику государства. Путем проведения налоговой, таможенной и дотационной политики правительство устанавливает приоритетные направления развития экономики.

    Во-вторых, правительство призвано «восстановить недостатки рынка», то есть обеспечить функционирование отраслей, которые не могут регулироваться рыночными отношениями. Это фундаментальная наука, оборонные отрасли, социальная и производственная инфраструктура (образование, здравоохранение, строительство дорог, крупных энергетических комплексов и т. д.).

    В-третьих, перераспределение доходов и обеспечение социальных гарантий граждан. Сюда включаются пособия по безработице, помощь малоимущим слоям населения, социальное страхование и государственное пенсионное обеспечение и проч.

    Основным инструментом, через который правительство осуществляет необходимую политику, является государственный бюджет.

    Доходная часть государственного бюджета формируется за счет поступления налогов в казну, доходов от государственного сектора экономики и экспортных операций.

    Расходная часть состоит из средств, идущих на поддержание приоритетных направлений развития народного хозяйства, различные выплаты населению, содержание органов государственной власти, управления, правоохранительных органов, армии, а также покрытие внешнего и внутреннего государственного долга.

    Если доходная часть бюджета превышает расходную - это означает, что правительство правильно спланировало свою деятельность и реально оценило возможности экономической системы. Такая бюджетная политика может являться прочным фундаментом для динамического развития общества.

    В том случае, когда расходная часть превышает доходную, возникает дефицит государственного бюджета, который имеет два основных источника покрытия. Это эмиссия денежных средств или же увеличение правительственного займа (внутреннего - если выпускаются государственные облигации, и внешнего - если берутся кредиты у правительств других стран или международных финансовых организаций). В любом случае дефицит государственного бюджета дестабилизирует экономическую ситуацию в стране и при «неумелом поведении» правительства может спровоцировать развитие инфляционных процессов в обществе.

    Перечисленные проблемы и направления исследований составляют основной костяк макроэкономики. Как и в микроэкономике здесь используются краткосрочные (до года) и долгосрочные модели. В силу того, что предмет исследований носит многофакторный характер, при анализе отдельных явлений необходимо использовать метод научной абстракции, метод анализа и синтеза, а также другие подходы, которые дают возможность познания закономерностей развития экономической системы.