Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень:


Содержание антиинфляционной политики

Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным, необходимо прежде всего выявить причины инфляции. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны быть направлены на:
  • уменьшение денежной эмиссии;
  • повышение учетной ставки по сбережениям населения;
  • сокращение государственных расходов;
  • повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.
  • Если инфляционная спираль раскручивается в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться «грубыми» методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким непопулярным методам, как увеличение налоговых ставок.

    Как показывает мировая практика, обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные меры:
  • сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
  • повышение налогов;
  • снижение объемов кредитования коммерческих банков;
  • увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
  • повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
  • фиксация обменного курса национальной валюты.
  • В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Как известно, повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.

    Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Но еще труднее заставить ее работать, так как на этом тернистом пути существует опасность возврата к старому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам. В частности, принятие такого закона в Эстонии (1992 г.) способствовало погашению инфляции за несколько месяцев.

    За последние десять лет многие страны добились успеха в борьбе с инфляцией (Боливия и Израиль в 1985 г., Мексика в 1987 г., Польша в 1990 г., Аргентина в 1991 г., Эстония в 1992 г.). Их опыт показывает, что по прошествии периода жесткой стабилизации начинается быстрый экономический рост и падение безработицы.