Предыдущий уровень изложения текущего раздела   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Следующий уровень изложения текущего раздела   Уровень:


Цели и инструменты макроэкономики. Совокупный спрос и совокуное предложение

ВЫВОДЫ:
  1. Макроэкономика является частью экономической теории и исследует закономерности развития экономической системы в целом.
  2. Особым объектом исследования в макроэкономике является государство, которое определяет налоговую и таможенную политику, а также законы, в соответствии с которыми действуют субъекты экономических отношений.
  3. Система национальных счетов состоит из таких показателей как валовый национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход и доход после уплаты налогов.
  4. Валовый национальный продукт определяется как сумма конечных стоимостей товаров н услуг, произведенных за определен-ный период. В структуре ВНП не учитывается стоимость промежуточных товаров, т. к. это искусственно завышает величину ВНП.
  5. Чистый национальный продукт определяется путем вычета из ВНП амортизационных отчислений. Если мы из ЧНП вычтем кос-венные налоги, то получим национальный доход. Очистив НД от налогов, мы получаем личный доход после уплаты налогов.
  6. Валовый национальный продукт может быть рассчитан двумя путями: по доходам и по расходам:

  7.    - По расходам; ВНП = С + I + G ± Хn
       - По доходам ВНП можно определять как сумму всех доходов членов общества: ВНП = C + S + R + r + T + A .
  8. Необходимо различать номинальный и реальный ВНП. Под номинальным понимается ВНП. исчисленный в текущих ценах, а под реальным - ВНП в ценах базового года. За базовый может быть принят любой год, относительно которого ведется исчисление.
  9. Реальный ВНП можно получить, зная значение номинального ВНП, используя индекс потребительских цен (ИПЦ) или дефлятор ВНП.
  10. Индекс потребительских цен рассчитывается на основе цены «потребительской корзины», которая отражает стоимость основных товаров, приобретаемых покупателями в текущем и в базовом году.
  11. Дефлятор 13 НП отличается от ИГЩ тем, что он рассчитывается не только но потребительским товарам, но по инвестиционным, то есть учитывает весь спектр благ и услуг на рынке.
  12. В макроэкономике используются агрегированные показатели, такие как совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS). Совокупный спрос характеризует реальный объем производства, который покупатели готовы приобрести при определенном уровне цен.
  13. Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон в силу действия трех причин: эффекта процентной ставки, аффекта реальных кассовых остатков, эффекта импортных закупок. Эти факторы относятся к неценовым факторам, воздействующим на кривую AD.
  14. Существуют неценовые факторы, сдвигающие кривую совокупного спроса в сторону увеличения или уменьшения AD, К ним относятся: налоговая политика государства, ожидания потребителей и производителей, изменения в государственных закупках, экспортно-импортные операции.
  15. Кривая совокупного предложения показывает, какой реальный объем продукции готовы предложить производители на рынок при различных уровнях цен. Кривая AS состоит из трех участков: кейнсианского, восходящего и классического.
  16. На сдвиг кривой совокупного предложения в сторону увеличения или уменьшения действуют неценовые факторы, такие как: изменение цен на ресурсы, изменения в производительности, налоги и дотации.
  17. При увеличении совокупного спроса на разных участках кривой совокупного предложения в экономике возникают различные ситуации: на кейнсианском участке - растет объем ВНП, а цены остаются стабильными; на восходящем - растут и объем производства и цены; на классическом участке - объем производства стабилен, происходит значительное увеличение цен. Это объясняется тем, насколько задействованы в процессе производства различные факторы.
  18. Эффект храповика заключается в том, что при уменьшении совокупного спроса цены остаются на прежнем уровне, но значительно снижается реальный объем производства.