Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Что изучает экономическая теория?

Если попытаться составить краткий перечень конкретных вопросов, которые исследуются в экономической теории, то он займет всю первую главу данного учебника. Поэтому заниматься их перечислением бессмысленно. Тем ни менее нужно попытаться очертить, какую основную проблему ставит перед собой данная наука, какие задачи она хочет решить?

Каждое общество, равно как и каждый человек, должно постоянно отвечать на три основных вопроса: что производить, как производить и для кого производить?



Человеческие потребности не ограничены. Но ни одно общество не может произвести все что хотелось бы всем его членам. Проблема состоит в том, что все ресурсы из которых производятся товары носят ограниченный характер. Человечество ограниченно в потреблении мяса, металлов, продуктов питания, даже земля и та носит ограниченный характер. Ресурсы, которые использованы для производства одного товара, исключаются из производства другого. Если, например, всю имеющуюся древесину общество использует на производство мебели, то не из чего будет производить бумагу. Если Вы решили после окончания школы получить специальность экономиста, то Вы уже не станете врачом или космонавтом. То есть все имеющиеся ресурсы, в том числе и время, имеют альтернативный характер. Все общество и каждый человек в отдельности вынуждены постоянно выбирать что произвести, на что потратить имеющиеся деньги, как использовать имеющееся время?



Обществу всегда приходится делать выбор между альтернативным использованием ресурсов. Методы решения этой проблемы также составляют предмет экономической науки, то есть экономистов интересует, как люди реализуют субъективно понимаемые интересы в мире ограниченных возможностей. В процессе выбора необходимо решить, что производить (какие товары и услуги, в каком количестве), как производить (с помощью каких редких и ограниченных ресурсов и технологических способов производства) и для кого производить. Следовательно, можно сказать, что экономическая наука* - наука об управлении редкими ресурсами, наука изучающая поведение и отношения людей в условиях ограниченности средств, ресурсов, стремящихся удовлетворить свои многочисленные и растущие потребности. На примере простейшей модели рассмотрим как решается основная экономическая проблема - проблема выбора. Мы не можем иметь все, что хотим одновременно и должны постоянно выбирать или определять приоритетное направление производства товаров и услуг. Пушки или масло, автомобили или образование и т. п. Построим кривую* производственных возможностей экономической системы (рис. 1а), где по оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат количество средств производства (Y). Кривая АВСD производственных возможностей* , или кривая трансформации, показывающая значения альтернатив максимально возможных объемов производства (в нашем примере средств производства и предметов потребления) при полном использовании всех имеющихся ресурсов.



Каждая точка на этой кривой, например точка С это определенная комбинация товаров: единиц предметов потребления и единиц средств производства.



Любая точка внутри или вне кривой производственных возможностей свидетельствует либо о неэффективном (точка E), либо недостижимом (точка F) выпуске продукции. При сравнении точек В и С видно, что в точке В отдается предпочтение выпуску большего количества средств производства, в точке С выпуску предметов потребления. В экономической теории количество одного товара, которого «недовыпустят», чтобы увеличить производство другого товара хотя бы на единицу, называют альтернативными затратами, или затратами упущенных возможностей* . Объемы производства средств производства и предметов потребления не только альтернативны, но и взаимодополняемы. Переход на более высокий уровень кривой трансформации возможен при использовании технических и научных открытий, разработки новых месторождений полезных ископаемых и т. д. Это в свою очередь приводит к росту вовлекаемых ресурсов, то есть потребует дополнительных капиталовложений (Рис. 1б).

Рис.1.


Используемые в процессе производства ресурсы называют факторами производства* , которые представлены компонентами: земля (включая природные ресурсы), труд, капитал и предпринимательство.



Граница производственных возможностей* показывает, какое максимальное количество продуктов в данной экономической системе может быть произведено при использовании имеющихся факторов производства.



Расширение границы производственных возможностей может происходить двумя путями: во-первых, за счет более эффективного, технологичного использования имеющихся факторов производства; во-вторых, за счет привлечения дополнительных ресурсов.



Под экономической эффективностью использования факторов производства* понимается такое их использование, при котором невозможно произвести большее количество какого-либо продукта, не уменьшив при этом производство другого продукта. Показатель экономической эффективности возможно повысить, используя результаты научно-технического прогресса (НТП) применяя новые технологии, прогрессивные формы организации труда и т. д. В таком случае говорят, что экономика развивается интенсивным путем. Например, в 1913 г. Генри Форд, американский автомобильный король, впервые на своем производстве применил конвейерный способ сборки узлов выпускаемых машин. Это позволило ему повысить производительность труда в 34 раза. В настоящее время использование энергосберегающих технологий позволяет из одной тонны сырой нефти получать на 30-50% больше продукта, чем это было несколько десятилетий назад.



Другой способ расширения границ производственных возможностей связан с экстенсивными формами расширения процесса производства, которые основываются на увеличении количества добываемой нефти и других полезных ископаемых без углубленной их переработки; расширении станочного парка; увеличении производственных площадей и численности работников. Экстенсивный путь развития основан на использовании производственного потенциала на старом техническом уровне. Он так же как интенсивный путь дает рост производимого в экономике продукта, но возможности расширения в этом варианте будут ограничены или наличием свободной рабочей силы, или запасами полезных ископаемых, или другими факторами производства.



Экстенсивный и интенсивный пути развития* связаны с дополнительными капитальными вложениями, или инвестициями. При интенсивном пути развития дополнительные средства вкладываются в научно-технический прогресс, в разработку новых технологий. При экстенсивном - в расширение действующих предприятий на прежнем техническом уровне.



Расширение границ производственных возможностей связано с экономическим ростом. В нашем примере на рис. 1б показан вариант равномерного экономического роста, когда дополнительные факторы производства дают увеличение производимых продуктов одинаковыми темпами и средств производства (по оси Y) и предметов потребления (по оси Х). Но не во всех экономических системах происходит так. Страны Восточной Европы (бывшие социалистические страны) многие годы были ориентированы на развитие отраслей тяжелой промышленности, то есть производство средств производства. Потребительский рынок этих стран страдал дефицитностью. С переходом к рыночным отношениям люди получили возможность выбора - что в первую очередь необходимо произвести, чтобы удовлетворить их насущные потребности? Естественно выбор был сделан в пользу расширения отраслей, связанных с производством предметов потребления (рис. 2)

Рис.2.Сдвигграницыпроизводственныхвозможностейвсторонупроизводствапредметовпотребления.


Однако в любой экономической системе люди понимают, что «одностороннее развитие» ни к чему хорошему не приведет. Рано или поздно для производства новых потребительских товаров необходимы будут новые станки, оборудование, технологии, и работники, способные организовать производство на более высоком уровне. Поэтому в основе экономического роста лежат три взаимосвязанные направления: развитие научно-технического прогресса, совершенствование средств производства и подготовка работников высокой квалификации.



Делая сегодня выбор в сторону преимущественного развития производства предметов потребления общество должно понимать, что оно может позволить себе удовлетворить насущные потребности за счет «ущемления интересов» других отраслей. Для обеспечения высоких темпов развития в будущем необходимо развивать те отрасли, которые производят средства производства. Система выбора для отдельного индивида, фирмы или всей экономической системы является предметом особых исследований в экономической теории. В данной, вводной главе, необходимо понять, что любое принимаемое решение всегда связано с альтернативностью выбора.



Итак, экономическая теория* изучает что, как и для кого человеческое общество должно производить в условиях неограниченных потребностей индивидов и ограниченных возможностях экономических систем.