Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Сертификация непродовольственных товаров

Обязательной сертификации подлежит большинство непродовольственных товаров, причем степень потенциальной опасности сертифицируемых товаров колеблется в широком пределе - от товаров с высокой потенциальной опасностью (транспортные средства, электротовары, газовая аппаратура, оружие) до товаров с умеренной опасностью (мебель, ткани, меха). В перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, не вошли многие товары бытовой химии, поскольку они выпускаются по ОС*Т или ТУ. Обязательную сертификацию проходят порошкообразные синтетические моющие средства и пеномоющие средства, требования к безопасности которых установлены в государственных стандартах. Вне сферы обязательной сертификации находятся ювелирные, художественные, галантерейные товары, большинство строительных товаров (исключение составляют фанера, древесностружечные плиты, балконные двери и окна). Так же, как и по пищевым продуктам, правила сертификации ряда групп непродовольственных товаров предусматривают представление заявителями заключений отдельных федеральных надзорных органов - санитарных заключений (по игрушкам, посуде, парфюмерно- косметическим товарам и пр.), сертификатов пожарной безопасности.

При сертификации парфюмерных товаров важное место занимает их идентификация для установления соответствия образцов продукции наименованию, указанному на маркировке.

К типичным показателям безопасности непродовольственных товаров относятся показатели химической безопасности (посуда, игрушки, древесно-стружечные плиты), электрической безопасности (электро- и радиотовары), взрывобезопасности (нефтепродукты, газовая аппаратура и газ), пожарной безопасности (электротовары, радиотовары, игрушки, мебель и проч.), радиационной безопасности (керамическая посуда, телеаппаратура), механической безопасности (транспортные средства, игрушки, некоторые хозяйственные товары - ножи, ручные шинковки). Специфичными для непродовольственных товаров являются такие обязательные требования, как взаимозаменяемость и совместимость (сложнотехнические товары); требования эргономики (мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.); функциональная пригодность (товары текстильной и легкой промышленности, отдельные товары бытовой химии), требования охраны окружающей среды синтетические моющие средства, удобрения, элементы питания, люминесцентные лампы). Очень специфична обязательная сертификация прогулочных судов как по номенкла-туре показателей безопасности (непотопляемость, остойчивость), так и по организации испытания - испытания проводятся на испытательной базе изготовителя или потребителя - на акватории.

Следует указать на ряд положительных особенностей обязательной сертификации ряда групп непродовольственных товаров.

При сертификации ряда сложнотехнических товаров широко используются международные стандарты. Это объясняется участием России в международных системах сертификации: Международной системе МЭК по сертификации изделий электронной техники; Международной системе сертификации электрооборудования МЭК (МЭКСЭ); Международной системе сертификации ручного огнестрельного оружия (Россия присоединилась к Брюссельской конвенции по взаимному признанию клейм ручного огнестрельного оружия); Системе омологации (сертификации) дорожных транспортных средств на соответствие правилам ЕЭК ООН.

Подробнее рассмотрим особенности сертификации транспортных средств, в частности механических транспортных средств, ввиду особой специфичности системы сертификации этой группы продукции.

Система сертификации механических транспортных средств и прицепов - первая система обязательной сертификации, введенная Госстандартом (1992 г.). Она распространяется на легковые и грузовые автомобили, специализированные автомобили, автобусы и троллейбусы, мотоциклы (мопеды, мотороллеры), на агрегаты, узлы и детали к указанным транспортным средствам, а также прицепы к ним. Основными документами системы являются:

Из состава системы виден комплексный подход к сертификации - сертификация готовой продукции подкрепляется сертификацией комплектующих изделий.

Нормативной базой системы являются Правила ЕЭК ООН и отечественные государственные стандарты, отражающие специфические требования к отечественной технике (ее управляемости и устойчивости, вентиляции и отоплению, внутреннему шуму, содержанию вредных веществ в салоне и кабине, обзорности с места водителя).

Вхождение российской системы в международную проявляется в терминологии, процедурах и в структуре системы. В ее структуре предусмотрены центральный и административный органы, органы по сертификации, технические службы, испытательные лаборатории. Административным органом является Центральный научно- исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). В качестве технических служб зарегистрированы Центральный автополигон (Дмитровский район Московской области), НИИ "Автоэлектроника" и пр. По результатам сертификации выдается документ - Одобрение типа транспортного средства со сроком действия до одного года или до трех лет. Выдача этого документа возлагается на административный орган с учетом сертификатов соответствия, полученных заявителем в ОС* . Каждый сертификат подтверждает соответствие транспортного средства отдельному требованию стандарта.

Функционирование системы в течение 5 лет позволило сделать определенные выводы и определить нерешенные проблемы. Оперативно введенная Госстандартом система сыграла большую роль в стране, а именно: в производстве безопасной и экологичной автомобильной техники, в создании механизма защиты внутреннего рынка страны от опасной для населения и вредной для окружающей среды зарубежной автомобильной техники, в обеспечении безопасности дорожного движения, в продвижении отечественной автомобильной техники на зарубежные рынки.

Вместе с тем система могла бы дать значительно больший эффект при условии решения проблемы надежности. Для транспортных средств надежность - главная составная часть безопасности. От нее зависит безопасность во времени и безопасность каждой единицы выпущенной продукции. Сегодня Одобрение типа транспортного средства гарантирует преимущественно безопасность испытуемого образца.

Основным фактором надежности является сертификация системы управления качеством. Но в документах российской системы сертификации вообще не указывается схема сертификации автомобильной техники. В то же время система сертификации в странах Запада предусматривает отказ в сертификации выпускаемой продукции в случае, если на предприятииизготовителе нет сертифицированной системы качества. В Японии непременным условием выдачи сертификата по любому эксплуатационному свойству автомобиля является проверка надежности каждого устройства (тормозного, сцепного и пр.), ответственного за реализацию конкретного правила ЕЭК ООН или требования государственного стандарта. Таким образом, только надежная техника может обеспечить надежный сертификат безопасности.