Последний уровень раздела предыдущего изложения   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Стиль модерн и его время

Под влиянием эстетики символизма на рубеже ХIХ-ХХ веков в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве сформировался стиль Модерн, который стал стилем эпохи и получил различные национальные проявления. В различных странах он именовался по-разному: в Англии и Франции - "ар нуво" (Art Nouveau, Modern Style), в Германии - "югендстиль" (Jugedstil), в Австро-Венгрии, Польше, Скандинавских странах - "сецессион" (Sezession), в России - новый стиль или модерн.

Модерн стал стилем эпохи и получил различные национальные проявления в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Рамки модерна узки - двадцать-тридцать лет. Предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма, была порождена явлениями упадка, кризиса эстетических и этических ценностей того времени. На искусство модерна возлагались большие надежды. После столь длительного периода эклектики и бесстилья (классицизм в Х1Х веке заканчивается примерно в 30-е годы) настойчиво искали его историко-культурное обоснование.

Главной особенностью искусства модерна является то, что новое в нем формировалось, прежде всего, в области архитектуры, декоративного и прикладного искусства, но не столько самими архитекторами, сколько живописцами и графиками.

ХХ веку предстояло разрабатывать несколько десятилетий проблему формирования среды человека, впервые достаточно серьезно поставленную в модерне и получившую в дальнейшем значительное развитие среди проблем синтеза искусств. Именно в разработке этой проблемы модерну удалось стать стилем - в полном смысле этого слова. И хотя творчество художников модерна было подчас исполнено неразрешимых противоречий и несло "на себе печать утомления", оно получало в высших своих проявлениях те преимущества, которые обычно дает явлениям искусства принадлежность к определенному стилю".

Последнее время интерес к модерну велик. Выходит много статей, монографий, посвященных проблемам стиля модерн. Вышли блестящие монографии о модерне Д.В.Сарабьянова, Е.А.Борисовой, Г.Ю.Стернина, Е.И.Кириченко и др. Чтобы составить представление о стиле модерн, о его месте в истории мирового искусства, о проблемах этого стиля надо было бы рассмотреть его предпосылки, предысторию, становление, развитие этого стиля, рассмотреть основные национальные школы, которые внесли свой вклад в развитие стиля.

Одним из наиболее полных и глубоких исследований стиля модерн следует считать работу Д.В.Сарабьянова "Стиль модерн". Эта книга чрезвычайно полно информирует читателя об источниках и предыстории модерна, о различных школах, реализовавших тенденции модерна, о традициях на которые модерн опирался. Д.В.Сарабьянов интересно и глубоко разобрал структуру стиля, раскрыл его сущность. Следует так же отдать должное работам историкам русской архитектуры и, прежде всего, работам Е.И.Кириченко, которые обобщили опыт изучения русского модерна в монографии о Шехтеле, а также монографии Е.А.Борисовой и Г.Ю.Стернина "Русский модерн". Вышло очень много зарубежных обобщающих исследований, посвященных стилю модерн.