Предыдущий уровень изложения текущего раздела   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Первый уровень изложения следующего раздела   Уровень: Глоссарии:


Принципы стандартизации

Принципами стандартизации являются обязательность соблюдения стандартов, плановость работ по стандартизации, перспективность, динамичность, эффективность, комплексность и систематичность.

Несоблюдение стандартов преследуется по закону. За нарушение требований стандартов и технических условий конкретные виновники несут дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность.

К должностным лицам, виновным в невнедрении, в несвоевременном внедрении стандартов или их несоблюдение, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 октября1929 года "Об основах дисциплинарного законодательства Союза СССР и союзных республик" могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия : замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую должность или смещение на низшую должность на срок не свыше года, увольнение от должности.

Материальная ответственность наступает в случае нанесения реального имущественного ущерба предприятию, организации или государству. За ущерб, причинный предприятию при исполнении трудовых обязанностей, виновные в этом служащие несут материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не свыше одной трети своей месячной тарифной ставки (оклад). Материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух третей среднего месячного заработка, несут рабочие и служащие за порчу по небрежности материалов, полуфабрикатов и изделий, а также лица административно-технического и административно-хозяйственного персонала за неприятие мер по борьбе с порчей изделия. По "Правилам производства денежных начетов комитетами народного контроля", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1969 года,N 612,денежные начеты на должностных лиц за выпуск недоброкачественной или несоответствующей стандартам продукции производят в размере причиненного ущерба, но не свыше трех месячных окладов.

За неоднократный или в крупных размерах выпуск недоброкачественной, несоответствующей стандартам либо техническим условиям продукции, согласно статье 152 УК РСФСР, директор, главный инженер и начальник отдела технического контроля, а также лица, занимающие другие должности, но выполняющие обязанности указанных лиц, наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, или исправительными работами до 1 года, или увольнением от должности.

Уголовную ответственность за изготовление бракованной продукции должностные лица несут и по статье 170...172 УК РСФСР (злоупотребление властью или служебным положением). Злоупотребление властью имеет место, например при умышленном допущение брака с целью выполнения плана. К уголовной ответственности привлекаются также лица, выпустившие в продажу недоброкачественные, нестандартные или некомплектные товары. Этот вид ответственности распространяется на работников складов, баз снабжения или магазинов. Своим постановлением " О судебной практики по делам о выпуски нестандартной, недоброкачественной или некомплектной продукции" Пленум Верховного суда СССР, состоявшийся в октябре 1967 года, обязал суды обеспечивать неуклонное применение законов об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции, выявлять всех виновников в совершении этого преступления, вскрывать причины и условия, порождающие его, принимая при этом меры к их устранению.

В апреле 1985 года Пленум Верховного суда СССР, вновь вернувшись к рассмотрению этого вопроса, обратил внимание судов на то, что при выпуске недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции ответственности подлежат директора, главные инженера или другие указанные в законе должностные лица не только предприятий, производящих продукцию производственно-технического назначения либо товары народного потребления, но и предприятий, осуществляющих промышленный ремонт оборудования, машин, механизмов. Уголовная ответственность указанных лиц может наступить как при умышленной, так и при неосторожной вине. Особо подчеркнуто, что выпуск продукции ненадлежащего качества не может оправдываться ссылками на использование недоброкачественного сырья либо комплектующих изделий, поставленными другими предприятиями. В этой связи судам предложено тщательно выяснить, какие предприятия поставили недоброкачественное сырье или комплектующие изделия, и решать вопрос об ответственности в этом.

Ответственность за выпуск нестандартных, недоброкачественных или некомплектных товаров наступает независимо от того, поступили ли они в таком виде от изготовивших их предприятий либо были испорчены в магазинах, торговых базах, складах, секциях. Уголовно наказуемым признается уже сам выпуск таких товаров в продажу, фактическое приобретение их покупателями не обязательно.

В случае необоснованного отказа прокуратуры в возбуждении уголовного дела против должностных лиц, виновных в выпуски некачественной, нестандартной продукции, органы госнадзора могут обратиться в прокуратуру, осуществляющую надзор за данной прокуратурой.

В работе по стандартизации в полной мере используется такое преимущество формы ведения хозяйства, как плановость. Начиная с восьмой пятилетки планирование работ по стандартизации является составной частью системы государственного планирования.

Планирование стандартизации осуществляется на основе разработки перспективных взаимоувязанных плановых документов, пятилетних и годовых планов, в состав которых входят:

Главной формой планирования стандартизации являются пятилетние планы.

Каждый пятилетний план государственной стандартизации состоит из трех частей:

  1. Общетехнические и организационно-методические стандарты межотраслевого значения.
  2. Стандарты на продукцию промышленности, строительной индустрии и сельского хозяйства.
  3. Унификации агрегатов, узлов и деталей машин, технологической оснастки и инструмента.

На основе пятилетних планов разрабатываются годовые планы государственной стандартизации, состоящие из следующих разделов:

  1. Разработка новых и пересмотр действующих государственных стандартов.
  2. Государственный надзор за внедрением стандартов.
  3. Государственный надзор за соблюдением стандартов, технических условий и качеством продукции.
  4. Разработка рекомендаций по стандартизации в рамках СЭВ.
  5. Разработка рекомендаций в рамках ИСО.
  6. Государственные испытания мер и измерительных приборов.

В планах более низкого уровня конкретизируются, уточняются и развиваются позиции планов государственной стандартизации.

Перспективность работ по стандартизации обеспечивается выпуском опережающих стандартов, устанавливающих повышенные по отношению к достигнутому уровню нормы и требования к объектам стандартизации, которые будут оптимальными в будущем. Тем самым стимулируется ускорение темпов научно-технического процесса. Базой опережающей стандартизацию служат научно технические прогнозы. В свою очередь опережающие стандарты ставят на прочную нормативную основу перспективное планирование, обеспечивая реальность перспективных планов государственной производственной дисциплиной.

Опережающая стандартизация как научный метод управления народным хозяйством регламентирована ГОСТ 18.301-76 " Методы опережающей стандартизации. Основные положения". В процессе разработки опережающих стандартов учитывается динамика развития науки и техники. В них узакониваются не достигнутые показатели и уровень качества выпускаемой продукции, а то, что еще находится в разработки и станет реальностью только через определенное время, указанное в стандарте. Опережающие стандарты позволяют планировать процесс повышения качества, лают в руки разработчиков и потребителей информацию о параметрах изделий в недалеком будущем. В известной мере они являются программой организации производства по выпуску продукции повышенного качества. В то же время на разработчиках опережающих стандартов лежит большая ответственность за правильность прогнозирования развития науки и техники на определенный период.

В качестве примера опережающей стандартизации в машиностроение можно привести работы по переводу всей промышленности СССР на международную систему допусков и посадок ИСО, которую применяют большинство стран мира.

В программу сотрудничеству и экономической интеграции в рамках СЭВ в 1971 году была включена разработка Единой системы допусков и посадок на основе рекомендаций Международной организации по стандартизации. Необходимость перехода на международную систему определялась углублением экономического сотрудничества стран-членов СЭВ с развивающимися и капиталистическими странами. Единая система допусков и посадок обеспечивает международную унификацию и стандартизацию изделий и технологической оснастки, взаимозаменяемость изделий, сборочных единиц и технологической оснастки, а также совместное проведение проектно-конструкторских работ, позволяющих непосредственно применять документацию без переработки в любой из стран.

СТ СЭВ 145-75 "Единая система допусков и посадок СЭВ. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений" и СТ СЭВ 144-75 "Единая система допусков и посадок СЭВ. Поля допусков и рекомендуемые посадки" были утверждены в 1975 году и введены в действие как государственные стандарты, начиная с 1977 года с конечным сроком внедрения в 1980 году. В данном случае опережение как разность между временем утверждения стандарта в1975 году и конечным сроком его внедрения в 1980году составило 5 лет.

Примером опережающего стандарта, в котором были установлены определенные перспективные параметры., но неуказан срок их внедрения, является ГОСТ 721-62 на номинальные напряжения электрических сетей, источников и приемников электрической энергии общего назначения. В этом стандарте были оставлены номинальные назначения, перечисленные в ГОСТ 721-41, и добавлены новые значения, которые ещё не применялись в промышленности: 660В, 500 и 750кВ, бывшие до того времени опережающими.

Стандартизация номинального напряжения 660В определила направление развития электромашиностроения по линии увеличения единичной мощности, в первую очередь асинхронных двигателей, сначала для угольных шахт, затем в горной, химической и металлургической промышленности. Стандартизация этого перспективного опережающего значения напряжения направила усилия всех научных и производственных предприятий на решение конкретных задач по созданию мощных электродвигателей, трансформаторов, электрических аппаратов и других электрических устройств на напряжение 660В.

Аналогичным было положение с напряжениями 500 и 750 кВ, которые указывались в стандарте, но линий передач такого высокого напряжения ни у нас, ни за рубежом не было. Определение этих значений как стандартных позволило нацелить все организации, связанные передачей электроэнергии, в одном направлении. Жизнь показала экономическую целесообразность такой стандартизации, и при пересмотре стандарта в 1977 году в него были включены новые опережающие значения напряжения для мощных электродвигателей 1140В и для высоковольтных линий электропередач 1150кВ.

В комплексных программах, разработанных Госкомитетом СССР по науки и технике, Госпланом СССР и Академией наук СССР на 1981-1985 гг., было предусмотрено дальнейшее развитие Единой энергетической системы СССР- создание электрооборудования и сооружение мощных линей электропередач напряжением 1150кВ протяженностью около 1300 км с пропускной способностью 5000МВт. В то же время ведутся работы по созданию, впервые в мире, линии электропередач постоянного тока Экибастуз-Центр напряжением 1500кВ протяженностью 2400 с пропускной способностью 6000МТв.

Таким образом, включение в стандарт опережающих параметров предопределяет направление развития соответствующей отрасли, то есть стандартизация является направляющей, организующей силой в научно-техническом прогрессе.

Динамичность отечественной стандартизации обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, а также своевременным пересмотром или отменой стандартов. Действующие стандарты подлежат проверке в соответствии со сроками в информационных данных. При проверке определяется их научно-технический уровень, при необходимости разрабатываются предложения по обновлению устаревших показателей, норм требований, терминов, определений, обозначений, единиц физических величин. Результаты проверки могут служить основателем для пересмотра стандарта.

Изменения в стандарты вносятся согласно ГОСТ 1.15-85 "ГСС". Порядок проверки, пересмотра, изменения и отмены стандартов". При переиздании стандартов все изменения в них должны быть учтены.

Стандартизация - высокоэффективный способ организации производственной деятельности.

Экономическая эффективность стандартизации в первую очередь связана с сокращением номенклатуры продукции до некоторого рационального минимума и с отбором из всевозможных решений минимума наиболее рациональных. Экономия в этом случае достигает за счет необоснованного многообразия изделий, агрегатов, узлов и деталей, технологических процессов, методов, режимов и т. д. Одновременно создаются предпосылки для концентрации производства и организации специализированных производств, обладающими экономическими преимуществами по сравнению многономенклатурными предприятиями.

Другим источником эффективности стандартизации является повышение качества выпускаемой продукции в результате внедрения стандартов, содержащие повышенные требования к качеству продукции. В этом случае экономия достигается в сфере эксплуатации и за счет повышения конкурентоспособности на внешнем рынке.

Определение экономической эффективности стандартизации даёт возможность оценивать влияние стандартизации на производственно-хозяйственные показатели предприятий всех отраслей, определять наиболее эффективные направления стандартизации, устанавливать уровень цен на стандартную продукцию, осуществлять материальное поощрение работ в области стандартизации.

В соответствии с ГОСТ 20779-81 "Экономическая эффективность стандартизации. Методы определения. Основные положения" расчет экономической эффективности стандартов выполняется:

Кроме этого стандарта, при определении экономической эффективности стандартизации используется ГОСТ 19539-80 "Экономическая эффективность стандартизации. Методы определения затрат на разработку стандартов", ГОСТ 20780-81"Экономическая эффективность стандартизации. Методы определения фактической экономической эффективности действующих стандартов", ГОСТ 21340-80 "Экономическая эффективность стандартизации. Определение эффективности стандартизации экспортной продукции", а также ряд методик и руководящих документов. За основной показатель, характеризующий эффективность стандартизации, принимается величина годового экономического эффекта, определяемого как разность приведенных затрат по и после стандартизации.

Приведенные затраты на единицу продукции (работы), руб., представляют собой сумму себестоимости и нормативной прибыли:

З=С+ЕнК,

где С - себестоимость единицы продукции (работ), руб.; Ен -нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, принимаемый равным 0,15; К - капитальные удельные вложения в производственные (основные и оборотные) фонды, руб.

Годовой экономический эффект, полученный в производстве от внедрения стандартов, направленных на усовершенствования технологических процессов, механизацию автоматизацию производства, улучшения способов организации производства и труда, рассчитывается по одной из следующих формул:

Э=(З 1 -З 2 )А 2 =(С 1 +ЕнК 1 )А 2 -(С 2 +Е н К 2 )А 2 ;

где затраты на единицу продукции, руб.; годовой выпуск продукции после внедрения стандарта, в натуральных единицах; себестоимость единицы продукции, руб.; - изменение себестоимости единицы продукции, руб.; изменение капитальных удельных вложений, руб.; себестоимость годового выпуска продукции, руб.; стоимость производственных фондов, руб.; - изменение себестоимости годового выпуска продукции, руб.; - изменение стоимости производственных фондов, руб.

Кроме того, при учете технико-экономической эффективности используется система натуральных показателей, характеризующих реальную экономию труда и ресурсов в народном хозяйстве. К таким показателям относятся снижение трудоемкости проектирования, производства или эксплуатации, повышение производительности труда, экономия сырья или материалов, топлива, электроэнергии, повышение качества продукции, ее надежности, долговечности и др.

Комплектность стандартизации обеспечивается разработкой программ, охватывающих стандартизацией не только готовые изделия, но и сырье, материалы, комплектующие изделия, элементы технологии, средства измерения, методы подготовки и организации производства. В условиях все усложняющих связей по координации, интеграции и специализации производства, взаимодействию предприятий, министерств и ведомств программы комплексной стандартизации зарекомендовали себя как действенное средство межотраслевой кооперации, преодоления ведомственных барьеров.

Комплексная стандартизация начала применятся у нас в стране в начале 30-х годов. Однако широкая разработка теоретических и методических основ и внедрение комплексной стандартизации начались после принятия в 1955 году постановления Совета Министров СССР N16 "Об улучшении работы по стандартизации в стране". В постановлении указывалось, что "основными задачами комплексной стандартизации являются : стандартизация показателей качества продукции и, в первую очередь, решение проблем межотраслевой комплексной стандартизации сырья, материалов и полуфабрикатов, от которых зависят качество, надежность и долговечность готовых изделий". Обращалось внимание на необходимость составления текущих и перспективных планов стандартизации учитывать и анализировать возможные связи во всех действующих и разрабатываемых стандартах с увязкой сроков выполнения работ.

Одним из первых мероприятий по реализации этого постановления было совершенствование силовых трансформаторов. План комплексной стандартизации по этому изделию вошел в пятилетний план по стандартизации на 1966-1970 гг. Были разработаны стандарты на основные параметры и технические требования к трансформаторам, на комплектующие изделия и материалы, кабельную бумагу, провода, фарфоровые изоляторы, масло, электротехническую сталь и т. д.

В этой же пятилетке проводились работы по комплексной стандартизации основных элементов энергетических блоков с целью улучшения основных параметров и эксплуатационных показателей котлов, турбин и турбогенераторов, сварочного оборудования, накопителей на магнитных лентах. Был разработан комплекс организационно-методических стандартов, к которым в первую очередь следует отнести Государственную систему стандартизации (ГСС), первые стандарты которые были утверждены в 1967-1968 гг. Одновременно создавался основной комплекс стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1970 года N 937 "О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции" рассмотрены вопросы комплексной и опережающей стандартизации сырья и материалов, комплектующих изделий и инструмента. Это послужило предпосылкой для более широкого и глубокого решения проблем комплексной стандартизации и применения её принципов в практики работы различных отраслей народного хозяйства.

В основу пятилетнего плана государственной стандартизации на 1971-1975 гг. были включены 25 проблем по комплексной стандартизации важнейших видов продукции. При реализации этого плана было разработано более 8000 государственных и 19000 отраслевых стандартов. План предусматривал создание таких межотраслевых систем, как ЕСТД, ЕСТПП, дальнейшее развитие ЕСКД и ряда других систем.

Комплексная стандартизация является методической основой комплексной системы управления качеством. В современном сложном и разнообразном производстве нельзя добиться значительного повышения качества отдельными разрозненными мероприятиями. Должна быть система, предусматривающая взаимоувязанные требования ко всем составным частям конечного изделия и к организационно-техническим мероприятиям, охватывающим все стадии жизненного цикла изделия, начиная с научных разработок, опытно-конструкторских работ и кончая эксплуатацией, включая ремонтные работы.

В ноябре 1975 г. ЦК КПСС принял постановление "О ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1970 г. "О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции". В постановлении был отмечен ряд положительных моментов по развитию работ в области комплексной и опережающей стандартизации и указано на необходимость сосредоточить усилия государственной комплексной стандартизации, прежде всего на важнейшей народнохозяйственной продукции, лучше использовать стандарты для повышения качества изделий, уровня отраслевой и межотраслевой унификации машин, приборов и оборудования. Работа, проведенная Госстандартом СССР и министерствами по выполнению этого решения, привела к более широкому использованию методов комплексной стандартизации.

В десятой пятилетке было разработано 160 программ комплексной стандартизации. Реализация этих программ внесена существенный вклад в повышение научно-технического уровня ряда изделий. Впервые в целях более строго контроля над реализацией программ по стандартизации в государственный план 1979 года была включена не только разработка государственных стандартов, но и задания по разработке отраслевых стандартов и технических условий.

Комплексные программы по стандартизации предусматривает развитие международной специализации и кооперирования производства, совместное строительство объектов, стандартизацию и унификацию продукции, являющейся предметом взаимных поставок стран-членов СЭВ. В период 1981-1985 гг. была продолжена разработка комплексов стандартов СЭВ и, в первую очередь, на методы испытаний, технические требования к топливу, сырью, продукции черной и цветной металлургии. В области горного дела принято пять программ по комплексным темам с разработкой 162 стандартов СЭВ; в области черной металлургии-15 программ и 169 стандартов СЭВ; в области цветной металлургии-4 программы и 262 стандарта СЭВ; в области химической и целлюлозно-бумажной промышленности разработаны 10 программ.

Программы комплексной стандартизации разрабатываются на основе следующих принципов:

Работы при составлении программ координируется, как правило, на межотраслевом уровне. Для реализации каждого комплексного плана по стандартизации назначается одна головная организация, на которую возлагается руководство и координация работ по выполнению программ. Наличие согласованных и утвержденных программ комплексной стандартизации позволяет головным организациям обеспечить разработку комплекса взаимоувязанных стандартов и технических условий, координировать деятельность большого числа организаций-исполнителей и повышать действенность планов государственной, отраслевой и республиканской стандартизации.

Цели программ комплексной стандартизации, состав входящих в нее элементов и значений стандартизуемых показателей определяется с учетом результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В свою очередь в планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должны включатся мероприятия, предусмотренные программами комплексной стандартизации.

Разработка программ комплексной стандартизации является важным звеном в планирование стандартизации, так как эти программы используется для подготовки предложений к проектам пятилетних годовых планов государственной и республиканской стандартизации и определения заданий, включаемых в пятилетние и годовые планы отраслевой стандартизации. Программы министерствами и ведомствами в соответствии с основными направлениями стандартизации и метрологического обеспечения народного хозяйства и основными развития отраслей народного хозяйства на основе анализа перспективности, применяемости, масштабов производства, достигнутого и планируемого уровня стандартизации и унификации выпускаемой продукции. Сроки разработки и реализации программ комплексной стандартизации определяется исходя из потребностей народного хозяйства, сложности и степени подготовленности решения проблемы.

Основные задания программ, включаемые в пятилетние планы государственной стандартизации, утверждаются в составе Государственного пятилетнего плана экономического и социального развития СССР.

Реализация этих проектов предусматривается годовыми планами государственной, отраслевой и республиканской стандартизации, составляемой на основе " Перечня программ комплексной стандартизации, подлежащих реализации в планируемом пятилетии".

Развитие комплексной стандартизации привело к образованию крупных общегосударственных межотраслевых систем стандартов, направленных на решение основных проблем в области управления народным хозяйством. Первыми из них были Государственная система стандартизации (ГСС), введенная в1970 году, Единая система конструкторской документации (ЕСКД) - 1971год и Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)- 1973год.

Комплекс стандартов "Государственная система стандартизации" на основании постановления Совета Министров СССР от 7января 1985 года N 13 " Об организации работы по стандартизации в СССР" устанавливает правила и положения, определяющие:

ЕСКД по структуре представляет собой комплекс взаимоувязанных стандартов, устанавливающих правила и положения по разработки, оформлению и обращению конструкторской документации.

ГСИ - это комплекс регламентированных стандартами взаимоувязанных правил и положений, требований и норм, определяющих организацию и методику проведения работ по оценке и обеспечению точности измерении. Являясь нормативной базой метрологического обеспечения, ГСИ включает в себя, кроме государственных стандартов, методически указания, инструкции и т. п.

ГСС, ЕСКД и ГСИ обладают системностью - одним из основных качеств комплексной стандартизации

В настоящее время существует следующие системы, (номер системы обозначается цифрой после аббревиатуры ГОСТ):

ГОСТ 1 - Государственная система стандартизации (ГСС);

ГОСТ 2 - Единая система конструкторской документации (ЕСКД);

ГОСТ 3 - Единая система технологической документации (ЕСТД);

ГОСТ 4 - Система показателей качества продукции (СПКП);

ГОСТ 6 - унифицированная система документации (УСД);

ГОСТ 7 - Система информационно-библиографической документации;

ГОСТ 8 - Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);

ГОСТ 9 - Единая система защиты от коррозии и старения металлов и изделий (ЕСЗКС);

ГОСТ 12 - Система стандартов безопасности труда (ССБТ);

ГОСТ 13 - микрофильмирование

ГОСТ 14- Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП);

ГОСТ 15- разработка и постановка продукции на производство;

ГОСТ 17- система стандартов в области охраны природы и улучшения природных ресурсов;

ГОСТ 19- Единая система программной документации (ЕСПД);

ГОСТ 21- Система проектной документации для строительства (ЕСДС);

ГОСТ 23- обеспечение износостойкости изделий;

ГОСТ 24- Система технической документации на АСУ;

ГОСТ 25- расчеты и испытания на прочность в машиностроении.

Ярким примером в комплексной стандартизации является КС УКП и КС УКР - комплексные системы управления качеством продукции и труда на базе стандартизации, построенные по отраслевому и территориальному признаку, В настоящее время практически во всех областях народного хозяйства и крупных территориально-производственных комплексах разработаны КС УКП на всех уровнях управления. Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000года предусмотрено "завершить в основном внедрении комплексных систем управления качеством".

Примерами комплексной стандартизации могу также служить система "Сталь", программа "Медь и медные сплавы. Плоский прокат", программы комплексной стандартизации в легкой промышленности, в рамках СЭВ и др.

Система программ комплексной стандартизации "Сталь" охватывает всю продукцию черной металлургии и состоит из пяти самостоятельных программ: металлопродукция из углеродистой стали; металлопродукция из углеродистой стали; металлопродукция из легированных и высоколегированных сталей; металлопродукция из прецизионных сплавов; метрологическое обеспечение предприятий черной металлургии.

Программа определила конкретные требования к некоторым группам сталей, используемых в народном хозяйстве. Для выполнения этих требований пришлось значительно снизить содержание серы в предельном чугуне и решить ряд других проблем, например, разобрать методы снижения химической и структурной неоднородности слитков, расширить сортамент углеродистой кипящей стали и т. п. Повышение качества и расширение сортамента металлопродукции по первым двум программам комплексной стандартизации проблемы "Сталь" позволило сэкономить в народном хозяйстве 2 млн. т. металла.

Программа "Медь и медные сплавы. Плоский прокат" распространяется на полосы, листы и ленты из меди и ее сплавов. Плоский прокат из меди, латуней, бронз и других промышленных медных сплавов используется в электротехнических, радиотехнических, приборостроительных, химических, станкоинструментальной и других отраслях промышленности как полуфабрикат для изготовления деталей и узлов различного назначения. Разработке программы предшествовали составление перечней основных направлений улучшения качества прокатно-тянутых изделий (лист, полоса, лента), анализ предложений отраслей-потребителей к годовым и пятилетним планам стандартизации, анализ претензий по качеству и сортаменту выпускаемой продукции.

В легкой промышленности в десятой пятилетке разработано 8 программ комплексной стандартизации, таких, как "Ткани хлопчатобумажные бытовые", "Ткани шерстяные и полушерстяные", "Ткани шелковые и полушелковые из комплексных тканей", " Ткани льняные", "Обувь", "Швейные изделия", "Трикотажные изделия", "Посуда фарфоровая, фаянсовая и майоликовая". Реализация этих программ позволила повысить требования к качеству и предъявить оптимальные требования к продукции смежных отраслей - машиностроения, приборостроения, химии, сельского хозяйства и др.

В одиннадцатой пятилетке разработаны такие программы, как "Спецодежда", "Кожевенные и прикладные материалы", "Фурнитура", "Кожа искусственная мягкая", "Одежда детская", "Мех искусственный трикотажный" и др.

Программа " Ткани хлопчатобумажные бытовые" занимает ведущее место среди программ комплексной стандартизации продукции легкой промышленности. Эти ткани имеют наибольший удельный вес в общем выпуске продукции текстильной отрасли и постоянно пользуются постоянным спросом на внутреннем и международном рынках, так как обладают высокими гигиеническими показателями (они воздухопроницаемые, гигроскопичны, не электризуются и т.п.), что делает их незаменимыми для изготовления летней одежды и белья. Ассортимент этих тканей очень разнообразен по фактуре и колористке. Целью разработки программы было обеспечение соответствия качества исходных материалов, технологического оборудования и вспомогательных материалов уровню, необходимому для выпуска качественного хлопчатобумажных тканей

Сроки разработки, пересмотра и внедрения НТД по программе включает два этапа: первый - 1976-1980гг., второй - 1981-1985 гг.

Одним из самых существенных факторов, влияющих на реализацию программ комплексной стандартизации, является установление взаимосвязи министерств (ведомств), участвующих в их выполнение. Для обеспечения программы "Ткани хлопчатобумажные бытовые" были подготовлены предложения-заявки к смежным отраслям для включения в стандарты и технические условия, разрабатываемые этими отраслями, повышенных требований прядильному, ткацкому, отделочному оборудованию, а также к хлопковому волокну.

Программа комплексной стандартизации "Швейные изделия" направлена на повышение качества швейных изделий, обновления и расширения их ассортимента за счет производства изделий из новых материалов на основе технического перевооружения и модернизации оборудования, внедрение новых высокопроизводительных технологических потоков и средств малой механизации. В десятой пятилетке была проведена большая работа по стандартизации продукции в швейной и смежных отраслях.

Комплексная стандартизация в рамках СЭВ осуществляется с учетом специализации, кооперирования и возможностей каждой страны и в рамках международного сотрудничества представляет собой сложную проблему. Для ее решения в 1972 году в Москве был проведен Международный симпозиум стран-членов СЭВ, регламентирующих качество готовой продукции, исходного сырья, материалов, комплектующих элементов, требования к методам и средствам испытаний и измерений, к упаковке, транспортированию и хранению продукции.

Работы по комплексной стандартизации, проведенные в отраслях промышленности в девятой и десятой пятилетках в нашей стране, подготовили базу для разработки долгосрочных целевых программ сотрудничества стран-членов СЭВ (ДЦПС), которые развивают Комплексную программу социалистической экономической интеграции, определяют согласованную стратегию сотрудничества этих стран на период до 1990 года, а по некоторым вопросам и на последующие годы. Цель разработки ДЦПС - обеспечение стран-членов СЭВ энергией, топливом, сырьём, продуктами питания, товарами народного потребления, созданием единой системы обеспечения транспортными средствами. Реализация программ будет осуществляться через систему конкретных соглашений в производственной и научно-технической областях. Было утверждено пять долгосрочных целевых программ по сотрудничеству: энергетика, топливо, сырьё; сельское хозяйство и пищевая промышленность; машиностроение; промышленные товары народного потребления; транспорт. Эти программы определяют конкретные мероприятия, направленные на удовлетворение экономически обоснованных потребностей стран-членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья, в машинах и оборудование на основе глубокой специализации и кооперирования производства, а также на удовлетворение рациональных потребностей в основных видах продовольствия и промышленных товаров народного потребления, на модернизацию и развитие транспортных связей. Они способствуют подтягиванию менее развитых стран в промышленном отношении социалистических государств к уровню передовых.