Предыдущий уровень изложения текущего раздела   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Следующий уровень изложения текущего раздела   Уровень: Глоссарии:


Основы анализа спроса и предложения

Возможны ситуации на рынке, когда линии спроса и предложения ни при каких уровнях цены не пересекаются, или, наоборот, имеют две точки пересечения (или даже общие участки).



Первый случай. Объем предложения больше объема спроса при любой цене (рис. 11).



Рис.11.Объемпредложенияпревышаетобъемспроса


В этом случае объем минимально эффективного предложения намного больше максимально возможного объема спроса по самой низкой возможной цене.



Второй случай. Минимальная цена ненулевого предложения оказывается выше максимально возможной цены спроса (рис. 12).



Рис.12.Ценапредложенияпревышаетценуспроса.


Третий случай. Hаличие двух точек пересечения кривых спроса и предложения (рис. 13).



Рис.13.Линияспросаипредложенияимеютдвеобщиеточки.


Линия спроса имеет «нормальный вид», то есть отрицательный наклон. А вот предложение товара по мере роста цены на него сначала растет, а затем, достигнув определенного уровня, начинает снижаться (кривая предложения начнет «загибаться» вверх и приобретает отрицательный наклон). В итоге возможны две точки пересечения линий S и d. Такая ситуация возможна на рынках труда и заемных средств.



Четвертый случай. Hаличие общего вертикального (ценового) участка линий спроса и предложения (рис. 14).



Рис.14.Линияспросаипредложенияимеютобщийотрезок


Совпадение линий спроса и предложения на вертикальном отрезке NM означает, что в каких-то пределах изменения цены не сказываются на равновесном объеме продаж (например, на рынке автомобилей и т. п.).



Пятый случай. Hаличие общего горизонтального (объемного) участка линий спроса и предложения (рис. 15).



Рис.15.РавновесиеустанавливаетсяприлюбомобъемевинтервалеотQgдоQf.


В этом случае равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от QG до QF на уровне цены Pe (ситуация, типичная для массового производства).



--------------------------------------------------------------------

Дефицит и «черный» рынок. Попытки зафиксировать продажные цены на уровне ниже равновесных часто предпринимаются из популистских соображений. «Благие» намерения обеспечить «простому народу» низкие цены приводят к прямо противоположному результату. По низким ценам продукции на всех естественно не хватает. Вводится рационирование, карточная (талонная) система - мощный источник злоупотреблений. Рассмотрим следующий график (рис. 40).



Рис.40.Дефицитичерныйрынок.


Предположим, правительство установило «потолок» цены на какой-то вид социально значимой продукции (Pmах). Официальное предложение резко сократится (до Qs), а спрос населения при этом возрастет до Qd. Возникнет сильный дефицит, ажиотажный спрос. Часть производимой продукции (причем все время возрастающая часть), минуя официальные распределители, или прямо из них, попадет на «черный» рынок. В результате складывается два уровня цен на одну и ту же продукцию. Hизкая официальная цена, по которой товар практически невозможно купить (Pmах) и цена «черного» рынка (Pч.р.), которая значительно выше не только официальной, но и равновесной (Pe), то есть той, которая сложилась бы на рынке при отсутствии фиксирования цены («плата за риск»). При этом конечный объем потребления (Qч.р.) оказывается ниже того объема, который бы имел место при свободном ценообразовании (Qe).



Дефицит и качество. Заниженные фиксированные цены способствуют ухудшению качества товаров (услуг). Возьмем, к примеру, такой товар как колбаса. В нее можно включать разное количество влаги, жиров, крахмала, соли и так далее. Рассмотрим следующий график (рис. 41).



Рис.41.Дефицитикачество.


Предположим, первоначально линии спроса и предложения занимали положение d1 и S1. Уровень равновесной цены (Pe1) «показался» слишком высоким, и было принято решение установить «потолок» цены (Pmах). Спрос на «дешевую» продукцию, естественно, резко возрастет, а предложение (вследствие невыгодности производства), наоборот, сократится. Возникнет дефицит в размере (Qd1 - QS1). Если колбасная фабрика государственная, то ее могут заставить выпускать больше. Hо тогда производитель потребует дотаций. Если их не выделяют или выделяют в недостаточном объеме, то единственный способ увеличить производство при заданном уровне цен (до QS2) - ухудшить качество «колбасы». Ухудшение качества вызовет уменьшение спроса (до Qd2). Дефицит искусственно сократится (до Qd2 - QS2). При необходимости выполнения плана по объему выпуска фабрика и дальше действует так же. Hовое ухудшение качества позволяет увеличить предложение и снизить спрос. Так продолжается до тех пор, пока при заданном уровне цен (Pmах) не будет достигнуто так называемое «квазиравновесие» рынка.