Предыдущий уровень изложения текущего раздела   Текущий уровень изложения предыдущего раздела   Текущий уровень изложения следующего раздела   Следующий уровень изложения текущего раздела   Уровень: Глоссарии:


Основы анализа спроса и предложения

  1. Термин «спрос» в экономической теории означает готовность и способность покупателя приобретать товары и услуги, а предложение выступает как готовность производителя предложить к продаже на рынке какие-либо товары.
  2. Спрос и предложение изменяются под воздействием переменных факторов, главным из которых является цена товара. Когда изменяется ценовый фактор, на графике происходит скольжение вдоль постоянной кривой спроса (предложения). Сдвиги соответствующих кривых возникают в результате изменения неценовых переменных.
  3. Hа основе взаимодействия спроса и предложения складывается рыночное равновесие, которое имеет тенденцию к устойчивости.
  4. Анализ паутинообразной модели показывает, что в устойчивом равновесии колебание цены имеет затухающий характер, а в неустойчивом - нарастающий. Движение цен и объемов продукции может идти и посредством равномерных колебаний вокруг положения равновесия.
  5. Для поддержания устойчивого равновесия государство применяет механизм налогов, дотаций и фиксированных цен. Распределение налогового бремени и потоварной дотации между продавцами и покупателями в модели равновесия зависит от наклонов кривых спроса и предложения.
  6. Установление фиксированных цен приводит к образованию избытка или дефицита. Дефицит, в свою очередь, способствует появлению «черного» рынка и снижению качества продукции.
  7. Реакцию как потребителей, так и производителей на колебания товарных цен отражает понятие эластичности, существующее в трех основных видах: эластичное, неэластичное, единичная эластичность.
  8. В рыночной экономике наибольшее распространение получили такие коэффициенты эластичности спроса (предложения), как коэффициент прямой ценовой эластичности, перекрестной, эластичности по доходам. Hа практике применяется метод расчета «точечной» и «дуговой» эластичности.
  9. Эластичность спроса оказывает влияние на размеры общей выручки производителей. Если спрос эластичен, цена и выручка изменяются в противоположных направлениях. При неэластичном спросе связь между ценой и выручкой прямо пропорциональная. Единичная эластичность оставляет величину выручки неизменной.