Фазы контакта. Любой контакт (коммуникативный акт) как действие состоит из 4 фаз:
1.фаза вазимонаправленности
2.фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия)
3.фаза взаимоинформирования (собственно действие)
4.фаза взаимоотключения (свертывания контакта).
Пример: А сидит на скамейке и читает газету, Б идет мимо.
1.А видит, что кто-то собирается сесть на скамейку, Б хочет сесть и видит, что кто-то уже сидит там;
2.А смотрит (из-за газеты) и убеждается, что Б не имеет недружественных примет; Б - то же самое;
3.Б садится; оба, бегло встретившись глазами, придают своим лицам выражение типа “Я вам не мешаю, и вы мне не мешаете”;
4.А читает дальше, Б тоже занят своими мыслями.
При сохранении мотива к контакту фазы 2 и 3 могут повторяться уже в самом контакте; при этом происходит новое отражение партнера, чье поведение уже изменено произошедшим знакообменом, и т.д. В процессе такого повторения происходит все более полное и тонкое отражение партнера.
Уровни общения в контакте. Э. Берн, как мы говорили на практических занятиях в начале нашего курса, выделяет 5 уровней общения:
-ритуалы
-времяпрепровождения
-игры
-близость
-деятельность
и сосредотачивается в своей работе в основном на рассмотрении игр, считая, что “общестенная жизнь по большей части состоит из игр”.
В советской психологии, исходящей из теории деятельности, принято несколько другое деление, которое также достаточно плодотворно:
-примитивный уровень
-манипулятивыный уровень
-стандартизованный уровень
-конвенциональный уровень
-игровой уровень
-уровень делового общения
-духовный уровень.
Примитивный уровень. Собеседник не партнер, а предмет - нужный (тогда им надо овладеть) или мешающий (тогда его надо оттолкнуть). Все фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу.
Что делать, если вам предлагается такой уровень общения? Два варианта:
- выйти из контакта (уйти, не опускаясь до примитивизма партнера)
- продолжать контакт не из той позиции, которую вам навязывают. 
Пример:
А сидит на скамейке и читает газету, Б с маху садится рядом, теснит А (реализована пристройка сверху). Варианты: А отсаживается и при продолжении со стороны Б уходит;
А миролюбиво спрашивает “Устали? Скамья у нас с вами неплохая, жаль, тени маловато. Впрочем, не буду вам мешать” и вновь возвращается к своей газете.
Как правило, примитивный уровень общения предлагается в крайных для человека ситуациях - если он пьян, озлоблен, находится в состоянии конфликта и т.д. Главное для победы над примитивным партнером ( в том числе главное в конфликте) - сохранять хладнокровие, что крайне трудно.
Манипулятивный уровень. Здесь партнер - соперник в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш - выгода (материальная, житейская или психологическая - надежно пристроиться к партнеру сверху и иметь возможность безнаказанно наносить ему уколы). Для этого манипулятор улавливает актуальную роль партнера и собственную актуальную роль (глазами партнера) и определяет те особенности роли партнера, которые можно использовать как его слабые места. 
Пример: девочка на первой парте восторженно смотрит на новое платье учительницы и не успокаивается, пока не поймает ответный взглад с выражением признательности. Эта назойливость и выдает манипуляцию (не подготовилась к уроку, не хочет, чтобы ее спросили).
Когда партнер закрыт маской стандартизованной вежливости, манипулятор “пускает пробные шары”, пытаясь вынудить партнера сменить актуальную роль и обнаружить свои слабости - льстивая фраза, рискованная шутка на грани насмешки, жалобный тон в расчете на человеческое участие партнера и т.д.
Как противостоять манипуляции? Требуется прежде всего хладнокровие, большая личностная зрелость и выдержка. Если вы хотите ввязаться в контригру, оцените вначале свои силы; помните, что переиграть опытного манипулятора очень трудно. В действительности главное - умение не подыгрывать, выходить из его игры.
Стандартизованный уровень - контакт масок: общение не предполагает взаимного определения актуальных ролей друг друга и постепенного развертывания ролевого веера, а полностью основано на стандартах. 
Когда происходит такое общение - когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись. Примеры:
- в городском транспорте (надевается маска безучастности / вежливости / любезности - “Я вас не трогаю, и вы меня не трогайте” ; все люди с другой маской - раздраженный, пьяный, не в меру веселый или общительный - непременно вызывают неудовольствие других);
- учительница оставила ученика в классе для разговора; он надевает маску безучастности и одновременно вызывающей неприступности. 
Как в этом случае снять маску - создать у партнера определенные ролевые ожидания и не подтвердить их:
- учительница спокойно и холодно перечисляет факты нарушений дисциплины этим учеником и, кажется, идет к какому-то крутому выводу; маска на его лице все более каменеет; неожиданно она спрашивает, где его носовой платок, и вытирает на его лбу несуществующую кляксу; маска внезапно дрогнула или даже на миг спала; и дальше “Ну ладно, вернемся к твоему поведению: что ты об этом думаешь?”
- учительница начинает разговор по-хорошему; ученик ей не верит и все более замыкается в себе, ожидая от нее пристройки сверху (призывов к совести, доброте и т.д.). Но вдруг учительница резко меняет тон и насмешливо отзывается о каком-либо его увлечении или компании. Маска падает, он протестует или возражает. Теперь его надо выслушать, не перебивая. Далее учительница заявляет, что ей надо подумать/она остается при своем мнении и т.д. При этом ситуация формального общения отчасти преодолена.
Все это, конечно, со стороны учительницы является манипуляцией, но без корыстной цели, то есть должно рассматриваться как игровое общение.
Конвенциональный уровень - уровень полноценного человеческого общения в рамках принятых поколениями правил поведения. 
Конвенция (согласие) в психологии - свод правил поведения, наиболее приемлемых для субъекта и для общества согласно коллективному опыту.
От начала до конца контакта, то есть во всех его фазах, контакт на конвенциональном уровне выполняется обоими партнерами в пристройке рядом. Общение здесь предполагает улавливание актуальной роли партнера, восприятие собственной актуальной роли его глазами, подтверждение ролевых ожиданий и нарастающее раскрытие ролевого веера каждым из партнеров. Иначе говоря, предполагается равноправие партнеров и их обостренное внимание друг к другу.
Пример: А сидит на скамейке, подходит Б, невербально показали дружественность. А видит, что за формальной ролью случайного встречного в Б можно ожидать человека добродушного и общительного; кроме того, из выражения лица Б А понимает, что и Б готов видеть в А нечто большее, чем случайного партнера. Тогда у Б созревает решение задать вопрос партнеру. Начинается фаза взаимоинформирования, которая не всегда должна проходить в полном согласии партнеров. В этом случае повторяется процедура взаимной оценки ролевых ожиданий. Если же в этой фазе партнеры избирают путь конгруэнции (взаимосогласия), то их ролевые веера постепенно раскрываются, однако оба не забывают считаться друг с другом и с ситуацией в целом (иначе получится вызов партнеру - я “душа нараспашку”, а ты?). “Веера” раскрываются до определенной ширины, уместной в данной ситуации. Например, ситуация случайного знакомства А и Б в парке позволяет им разговориться на любые темы и обменяться телефонами для дальнейших встреч. Но она еще не позволяет одному из них попросить у другого помощи в семейных трудностях или денег взаймы.
Контакт на конвенциональном уровне требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Конвенциональный уровень общения - оптимальный для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах.
Игровой уровень - аналогичен конвенциональному, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему. В этом случае мы демонстрируем по отношению к партнеру интерес и доброжелательность и приписываем ему такую же актуальную роль. Собственно фаза взаимоинформирования также проходит под знаком демонстрации симпатии к нему. Субъекту хочется быть интересным для своего партнера, и он непроизвольно играет, чтобы интересно выглядеть. При этом не обязательно сразу понравиться партнеру; главное - заинтриговать, заинтересовать его, а для этого надо обостренно улавливать его реакции в беседе, следить за его ролевым веером и контролировать собственный, чтобы не испортить общение - игру бестактностью, поспешностью, неповоротливостью или излишним напором. Ценность возникшей человеческой связи здесь выходит на первый план по сравнению с информативной компонентой общения.
Пример:
- девушка разговаривает на кухне с соседями по квартире или с молодым человеком, который ей нравится - это совсем разные выражения лица.
Здесь по желанию партнеров возможны пристройки любого типа и их взаимные переходы - лишь бы партнеры смогли наиболее ярко проявить себя. Поэтому здесь уместны и пародирование, и меткая насмешка, и высказывания, ставящие другого в тупик - все то, что на более низком уровне общения привело бы просто к ссоре.
Владение игровым уровнем контакта требует немалого артистизма, духовной утонченности. В этом, может быть, заключена загадка того, что называют обаянием человека.
Игровой уровень общения идеален для преподавательской деятельности. Так, вся система интенсивного обучения Г. Лозанова строится на выведении учащихся на игровой уровень взаимодействия; преподаватель при этом раскрывает свои возможности не только как знаток своего предмета, но и как актер и режиссер. В этом случае урок строится и воспринимается как мини-спектакль со своим сценарием и режиссурой, и его, увы, нельзя освоить по учебникам, как нельзя заменить спектакль его описанием. 
Некоторые элементы такого построения занятий мы с вами пытались реализовать на практических занятиях - как это получалось, судить не мне... 
Деловой уровень - аналогичен конвенциональному, но предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. В контакте делового уровня наше внимание привлекает не столько ролевой веер партнера и наш его глазами, сколько степень его умственной и деловой активности, его включенности в общую задачу. 
Пример - общение в хорошо слаженной деловой команде или при совместном творчестве. Партнеры со стороны могут выглядеть комично или обмениваться отрывистыми словами; кто именно прав, неважно; на первом месте - совместный поиск истины или совместное дело. Фазы вхождения в контакт и взаимоотключения предельно коротки, не предполагают какого-либо ритуала и хорошо описываются строкой известной песни: 
"Уходишь - “Счастливо”, приходишь - “Привет” ".
Деловой уровень общения, если он принят всеми участниками, идеально подходит для групповой деятельности, для мозговых штурмов и т.д. При этом люди выносят из контактов не только определенные плоды совместной деятельности, но также исключительно стойкое чувство взаимной привязанности, доверия и теплоты (или, напротив, почти неустранимые антипатии друг к другу). Именно деловым уровнем общения характеризуется истинный коллектив как высшая форма развития группы, ориентированной на совместную деятельность.
Духовный уровень - высший уровень человеческого общения. Здесь для любой фазы контакта характерно то, что партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению.
Пример - общение с гуру.
Партнером по духовному общению может стать любой человек, если в нем хотя бы на время вспыхивает “искра божья”. Примеры:
- контакт с маленьким ребенком, если его занимают не проблемы конфет и игрушек, а проблемы добра и зла, тайны языка и т.д.;
- контакты между подростками на темы мироздания, если они действительно так воспринимаются обоими участниками контакта;
- духовное общение между любящими; 
- высокая дружба и т.д.
Духовный уровень общения характеризуется взаиморастворением в партнере, высокой спонтанностью мысли и чувства, предельной свободой самовыражения. В этом случае очень затруднена фаза выхода из контакта (“Теперь я вас провожу”, “А теперь я вас провожу”). Как правило, контакт здесь прерывается либо под напором неотложных обстоятельств, либо из-за обоюдной усталости партнеров.
Полифоничность реального общения. Реальный диалог почти всегда протекает более чем на одном уровне общения или перескакивает с одного уровня на другой.
Пример: супруги вышли из театра, на высоко духовном уровне обсуждают потрясающую игру актеров и т.д. Однако жене кажется, что муж, хваля игру конкретного актера, втайне пытается оправдать какой-то свой прежний поступок; в ответ она высказывает ему ироничное замечание, а он отвечает вспышкой гнева - оба перескочили на манипулятивный или, еще хуже, на примитивный уровень. Однако, дорожа захватывающим и необыденным разговором, оба могут за счет юмора, великодушия и взаимной душевной теплоты перевести общение на игровой уровень, а затем вернуться на духовный.
Какой же вывод можно сделать из всего сказанного?
Культура общения состоит не в том, чтобы постоянно вести диалог с оглядкой (не скатиться бы на уровень ниже конвенционального), а в том, чтобы на любом уровне, возникшем в реальном разговоре, у обоих собеседников сохранялась возможность подняться на конвенциональный и вышележащие уровни, вплоть до духовного.
Поэтому культура общения, в том числе педагогического, не может быть сведена к списку правил (подобно правилам хорошего тона). Она обеспечивается интеллектуальной, эмоциональной и нравственной развитостью личностей, вступающих в контакт. Такие личности способны к коммуникативной импровизации и следуют лишь ограниченному числу правил, которые, впрочем, ими усвоены до автоматизма, а их общение - всегда творчество.