Зависимость стиля управления от степени зрелости коллектива - основа теории жизненного цикла руководства, согласно которой выделяется несколько стадий развития взаимоотношения между руководителем и его группой:
1. Перехват и удержание управления. Основная функция руководителя на начальном этапе взаимоотношений (мы уже видели на практических занятиях, что формальное назначение на руководящую должность не гарантирует руководителю истинного руководства). Источником опасности здесь могут быть: подчиненные; руководство; клиенты; собственный внутренний мир.
2. После того, как приказ отдан, он начинает выполняться. Это - первая серьезная веха в развитии отношений, до которой нужно дойти (в то время как обычно, когда молодой руководитель отдает приказ, ничего не происходит: надо напоминать, разъяснять приказ, организовывать его выполнение и т.д.)
3. Запросный режим работы руководителя. Это - вторая веха в развитии отношений. Состоит в том, что не руководитель проявляет инициативу, чтобы толкнуть подчиненных в каком-то направлении, а подчиненные проявляют инициативу по контакту с ним (в отличие от этого, в пп. 1 и 2, если руководитель перестанет проявлять инициативу или с ним что-то случиться, дело остановится вообще). 
Таким образом, рост уровня взаимоотношений “руководитель - подчиненные” заключается в том, что руководитель постепенно выходит из непосредственного процесса управления, делегируя все больше и больше полномочий подчиненным, а сам остается как бы сбоку, практикуя лидерство путем невмешательства (что характерно, в частности, для японского стиля управления, для принципов синергетики, для теории открытых систем и т.д.). Другими словами, пределом является умение лидера встать сбоку своей пирамиды: она работает, а он смотрит со стороны и выявляет отклонения, возникающие в ее работе.
Все это в полной мере относится к организации учебного процесса.