Рассмотрим четыре варианта действий руководителя, дающего поручение своему секретарю Марине:
1. “Марина, я продиктую Вам письмо, которое сегодня необходимо отправить: “Уважаемые господа, запятая... В продолжение нашей беседы...””. Здесь подробно, в деталях разъясняется, в чем заключается задача и как ее следует выполнять. Кроме того, перед отправкой письма осуществляется контроль, все ли сделано согласно распоряжению. Способ пригоден для персонала невысокой квалификации, недавно принятого на работу, не умеющего или не привыкшего нести ответственность, а также в случае авторитарного стеля руководства.
2. “Марина, необходимо сегодня же отправить письмо такому-то поставщику с дальнейшей информацией о... Ты не могла бы составить конспект письма, чтобы в три часа мы смогли его посмотреть вместе”.
При такой манере руководства разъясняется, что следует сделать, предоставляется возможность сотрудникам самим выработать предложение и, при необходимости, внести коррективы. В этом случае перед отправкой письма осуществляется контроль. Способ для более квалифицированного, ответственного и творческого персонала, с проблемами собранности.
3. “Марина, необходимо сегодня же отправить письмо клиенту, которого я принимал утром, с дальнейшей информацией о... Ты не позаботишься об этом? Если у тебя есть вопросы, я готов выслушать.”
В этом случае дается распоряжение (что требуется), и лишь потом следуют разъяснения, как его выполнить, в том случае, если сотрудник сам об этом попросит (например: “Вы сами подпишете письмо или это сделаю я?”). Осуществлять ли контроль до отправки письма, зависит от того, попросит ли об этом сотрудник. Способ постановки задач для персонала в ранге квалифицированного специалиста или ответственного работника.
4. “Марина, необходимо сегодня же отправить письмо такому-то поставщику по поводу... Ты не позаботишься об этом?”
Такую манеру руководства называют делегированием: дается распоряжение о том, что требуется, а выполнение предоставляется самому сотруднику. Контроль, как правило, имеет место уже после того, как письмо отправлено. Наиболее эффективный способ для творчески работающих сотрудников, возможен без контроля, поднимает ценность работника для организации в его собственных глазах, требует повышенной ответственности и знания тонкостей дела.
Эти примеры показывают различные способы принятия управленческих решений:
1. руководитель принимает решение и сообщает результат подчиненным, если это необходимо;
2. руководитель принимает решение и сообщает, почему он его принял;
3. руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчиненных, приветствует их вопросы, получая таким образом возможность проверить решение и в случае необходимости внести изменения;
4. руководитель принимает решение и предоставляет его сотрудникам на доработку;
5. руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие будут предложения и, выслушав их, принимает решение;
6. руководитель излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя за собой право выбора и утверждение вариантов;
7. руководитель излагает проблему и принимает решение группы.
Выбор конкретного способа зависит от:
- квалификации группы исполнителей;
- статуса членов группы в организации;
- зрелости группы как коллектива (тема “Стадии развития группы”).