Необходимо ли и желательно ли совпадение в одном человеке лидера и руководителя? Ни то и ни другое. Осуществление таких замен часто приводит к дезорганизации работы группы, так как лидер может оказаться совершенно непригодным для выполнения функций руководителя.

В реальной жизнедеятельности малых групп наряду с руководителем, как правило, существуют различные лидеры, выдвигающиеся из членов группы в каких-то определенных проявлениях: то ли в качестве центров эмоционального притяжения, то ли еще в каких-то. В частности, как мы знаем, это имеет место в школьном классе. Поэтому важно знать психологические характеристики этих конкретных лидеров, чтобы можно было адекватно управлять, в частности, классом в различных ситуациях. Здесь имеет смысл прежде всего определить место каждого такого потенциального лидера на "решетке менеджмента" (рис. 4 и 5), то есть выяснить, в какой мере он ориентирован "на межличностные отношения" (функциональный лидер), а в какой мере - "на задачу" (аффективный лидер).

Это можно сделать, например, по показателю "отношение к наименее предпочитаемому сотруднику":

- лидер, ориентированный на задачу, видит в нем только отрицательные черты;

- лидер, ориентированный на межличностные отношения, видит такого человека не только в черном цвете.

Дальше нужно выделить те характеристики групповой деятельности, при которой наиболее пригоден тот или иной тип лидера, и строить управление классом в правильном сочетании "цель-лидер".