Возможность полной интеграции этносов - во всяком случае в обозримом будущем - представляется большинству исследователей сомнительной. Теория "расцвета и сближения наций" на территории бывшего СССР , как показал исторический опыт, не оправдала себя. Устаревшей признана также теория "коренных изменений", согласно которой на территории США должна образоваться некий однородный этнос. Идеалом на современном этапе развития человечества считается не интеграция, а принятие и признание этнических различий.

Для всех этносов характерен этноцентризм - свойство воспринимать и оценивать жизненные явления относительно традиций и ценностей своей группы, рассматриваемых как эталон. В качестве эталона может выступать все, что угодно: религия, язык, пища, способ запахивания халата (у китайцев) и т.д. Этноцентризм - системное свойство этноса, плох не он сам по себе, а его крайние проявления (отношение к "неарийским" народам в Германии или к коренным жителям в колониях).

Важную роль в межэтничечских отношениях играют этнические стереотипы - упрощенные образы этнических групп. Они усваиваются в раннем детстве, обычно не из непосредственного опыта, а из вторичных источников.

Этнический стереотип, как и любой другой - образ схематичный, оценочный и устойчивый, а сама стеоретипизация - это грубый механизм межличностного восприятия. Поэтому долгое время к механизм стереотипизации воспринимался как сугубо отрицательный. Сейчас показано, что этнические стереотипы отражают реальные особенности этноса и его взаимодействия с другими этносами, причем именно характер взаимодействия определяет окраску стереотипа. Так, во время холодной войны обе стороны воспринимали свою группу как высоко моральную, а другую - как "империю зла".