По каким признакам человек относит себя к тому или иному этносу и когда возникли эти признаки?

· родство по крови и браку - признак характерен для первобытного общества охотников и собирателей;

· общность происхождения (появляются мифология и генеалогия предков) - признак появился при переходе к оседлости;

· территориальная общность - признак отражает разделение на "мы"/варвары; характерен для титульных этносов стран СНГ;

· родной язык и культура - признак появился в 18 веке;

· общность исторической судьбы - признак особенно проявляется в интересе к своей истории.

В условиях унификации этнических культур количествоэтнодифференцирующих признаков сокращается, но возрастает роль последнего из них как символа единства народа

Согласно Ж. Пиаже, формирование этнической идентичности у ребенка начинается в 6-7 лет (первые, еще фрагментарные знания о своей этнической принадлежности) и заканчивается в 10-11 лет (осознание уникальности истории и культуры своего народа). Чаще всего (но не всегда) этническое самосознание человека остается неизменным на всем протяжении его жизни.

В современном мире формирование этнической идентичности все чаще сопряжено с проблемами. Приведем примеры.

Мальчик, родители которого переехали в Москву из Узбекистана еще до его рождения, говорит по-русски в семье и школе; однако в школе из-за азиатского имени и смуглого цвета кожи получает обидное прозвище. Позднее, многое осмыслив, на вопрос "Кто ты по национальности?" он может ответить "Узбек" - а может быть, и нет.

Кем бы не осознавал себя мулат, для белых он - негр, а для черных - белый. Кем же он будет себя считать?

Сын американца и японки может оказаться изгоем и в Японии, где его будут дразнить "длинноносым" и "маслоедом", и в Америке.

В то же время у ребенка, выросшего в Москве, родители которого по паспорту - белорусы, скорее всего, таких проблем вообще не возникнет.

Предложена модель двух измерений этнической идентичности (рис. 2).

Рис. 2. Модель двух измерений этнической идентичности

А - моноэтническая идентичность со своей этнической группой. У человека преобладает позитивный образ своей этнической группы при позитивном отношении к другим этносам. При благоприятных социально-экономических условиях развиваются патриотизм и чувство национального достоинства; в крайних формах возникает "этническая гиперидентичность", особенно в сфере близкого общения (предпочтение внутригрупповых контактов - в браке и т.п.).

В - измененная этническая идентичность. Возникает, если в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая более высокий статус (экономический, социальный и т.д.), чем своя. Человек принимает традиции, ценности, язык и т.д. чужой группы вплоть до - при условии принятия его группой - полного растворения в ней. В той или иной мере было характерно для многих этносов бывшего СССР.

Б - биэтническая идентичность. Человек владеет обеими культурами и осознает их как одинаково позитивные. Считается наиболее благоприятной для человека в полиэтническом обществе.

Г - маргинальная этническая идентичность. Человек не владеет в достаточной мере ни одной из культур, что приводит к внутриличностным конфликтам (ощущение неудачливости, бессмысленности существования, агрессивность и т.д.). Внешне может проявляться как А. Пример - исследование 1997 г. в Казахстане: казахи-маргиналы, плохо владеющие казахским языком и не включенные в русскую культуру, проявили такую же предубежденность по отношению к русским, что и индивиды с этнической гиперидентичностью.

0 - слабая (в пределе - нулевая) этническая идентичность. Человек не относит себя к какой-либо этносу (по крайней мере, на осознаваемом уровне), а декларируеткосмополитическую (я - азиат, я - европеец, я - гражданин мира) или гражданскую ( я - демократ, я - коммунист) идентичность. Как правило, это стратегии ухода от проблем, которые могут привести к личностным проблемам (например, широко описан в литературе феномен мироощущения, характерного для негритянского населения Америки, "я - никто").