С точки зрения особенностей межличностной коммуникации культуры разделяются на низко- и высококонтекстные.

В низкоконтекстных (западных) культурах основное внимание уделяется содержанию сообщения (что, а не как сказано), предпочитаются ясные, короткие и аргументированные высказывания.

Высококонтекстные (восточные) культуры придают большое значение форме и контексту, что проявляется в расплывчатости речи, преобладании некатегоричных формы ("может быть", "вероятно" и т.д.), отсутствии прямого "нет". Высококонтекстный характер русской культуры прекрасно демонстрирует популярное слово-сорняк последних лет "как бы".

Различные этносы по-разному проявляют эмоции в речи. Для японцев нормой является сдержанность в общении; в то же время в японском языке имеется намного больше терминов для межличностных эмоций (например, множество слов для разных типов улыбки), чем в английском. В русской культуре вербальное выражение эмоций - одна из основных функций речи. Русский язык богат активными эмоциональными глаголами (тосковать, хандрить, ужасаться и т.д.), уменьшительно-ласкательными суффиксами, особенно в личных именах, "задушевными" словами (заветный, ненаглядный и т.д.); все это не поддается адекватному переводу на другие языки.

Этнические особенности коммуникации проявляются как на вербальном, так и на невербальном уровне. Более того, можно говорить о культурно обусловленных правилах демонстрации эмоций. Примеры:

- общение венесуэльцев между собой на родном языке происходит на более близкой дистанции, чем общение на английском языке;

- культуры различаются по допустимости контакта взглядов . Так, японский оратор смотрит обычно куда-то вбок: японский подчиненный, выслушивая выговор начальника, опускает глаза и улыбается. В Англии считается неприличным столь же пристально смотреть в глаза, как это принято - и даже поощряется - в России;

- американцы считают более приемлемым демонстрировать отрицательные эмоции (гнев, страх, отвращение) перед близкими, а положительные (оптимизм, радость жизни) -перед посторонними; в то же время представители Восточной Европы стремятся не расстраивать членов своей группы, но мало интересуются мнением посторонних.