Большинство исследователей считают ментальность одной из основных характеристик этноса Она (хотя и под другими названиями) излучается, начиная со середины XIX века.

В качестве примера можно привести исследования "загадочной русской души". Э. Эриксон и другие западные авторы считают характерным для русской ментальности чередование полной пассивности и бурной эмоциональной разрядки. Н.А. Бердяев также отмечает, что русская ментальтность сильно поляризована и совмещает в себе противоположности (деспотизм - анархия, жестокость и склонность к насилию - доброта и человечность, смирение - наглость, рабство - бунт и т.д.). В качестве причин эти авторы называли:

- ритм крестьянской жизни в холодном климате (бездеятельная зима и тяжелый труд летом);

- длительное тугое пеленание младенцев;

- наложение аскетически-монашеского православия на природную языческую стихию;

- "размывание материнства" и ранняя социализация детей (огромное участие в воспитании детей в младенчестве принимают, помимо родителей, другие члены семьи, а затем - детский сад, школа и государство в целом).

Современные российские исследователи выделяют такие компоненты российской ментальности, как разрыв между настоящим и будущим, исключительная поглощенность будущим, отсутствие личностного сознания и, следовательно, ответственности за принятие решений в ситуации риска и неопределенности, облачение национальной идеи в мессианские одеяния, открытость или всеотзывчивость.

Еще один ключевой аспект этнической ментальности связывается с локализацией в ней добра и зла. В традиционной русской ментальности, как отмечает Ю.М. Лотман, для победы добра над злом используется не закон, воспринимаемый как сухое, бесчеловечное начало, а моральные принципы - милость, жертва, любовь.

Эта особенность подтвердилась и при исследовании морального и правового развития современной российской молодежи (1996). Обсуждалась жизненная ситуация, в которой фигурировали мама с ребенком, занявшая чужое место за взятку проводнику, и женщина с билетом на это место. Все опрошенные не учитывали "закон" - право человека, купившего билет, а ожидали от него милосердия, сострадания и жалости, в противном случае считая его непорядочным человеком.

Приведем другие примеры этнической ментальности.

Во время и после второй мировой войны в США появился ряд исследований японской ментальности, отмечавших такое ее противоречие, как присущее японцам чувство прекрасного и, одновременно, фанатизм в преданности властям. Причину жестокости японских "эстетов" усматривают в особенностях социализации в Японии, где с самого детства ребенок осознает подчиненность своих желаний интересам группы и любыми способами стремится избежать позора для себя и своей семьи.

В качестве центральной характеристики шведской ментальности выделяется компетентность в самом широком смысле слова, включая моральное обязательство человека быть таковым; отмечаются также застенчивость, понимаемая как положительная черта, эмоциональная холодность, честность, независимость и т.д.