Этническая идентичность индивидуума - осознание им самим его принадлежности к данной этнической группе.

Каковы психологические функции этнической идентичности в современном мире?

1. ориентировать человека в окружающем мире (как принято говорить, двигаться, есть, воспитывать детей, встречать смерть ...);

2. задавать общие жизненные ценности (оценки поведения в различных ситуациях);

3. обеспечивать социальную защиту и психологическую стабильность (ощущение "мы"), что, в соответствии с теорией А. Маслоу, является одной из базовых человеческих потребностей.

Эти функции отчасти выполняют и другие группы - партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные группы молодежи и т.д., но этнос имеет в этом плане несомненные преимущества: положение каждого члена в нем устойчиво во времени (этнос - межпоколенная группа) и по статусу (человека невозможно "исключить" из этноса).

Степень этой устойчивости различна в различных этносах. Так, в традиционных обществах и сейчас имеются группы (например, ортодоксальные иудеи, ортодоксальные мусульмане и др.), культуры которых ориентированы на предков и традиции. Здесь жизнь каждого человека от рождения до смерти строго регламентирована обрядами, а старики нужны как законченный образец жизненного пути.

В современных этносах преобладающей моделью поведения для людей оказывается поведение их современников. Но разрыва поколений не происходит, так как остаются общие для всех элементы культуры (язык, религия, мифы об общих предках, историческая память о прошлых героях или прошлых страданиях).

Динамизм современного мира ведет к тому, что жизнь родителей не может являться моделью для детей, что чревато разрывом поколений и, следовательно, трудностям в самовоспроизводстве и саморегуляции человечества в целом. У отдельного человека ощущение нестабильности окружающего мира уменьшает оптимизм и желание смотреть вперед; все больше людей, даже молодых, начинают смотреть "назад и вглубь", искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков.

В условиях острой социальной нестабильности этнос выступает в качестве аварийной группы поддержки. Так, в бывшем СССР было несколько групп, предоставлявших своим членам позитивную социальную идентичность: государство, КПСС, комсомол, пионерская организация - стабильные и могущественные организации. Они декларировали жизненные ценности, обеспечивали своим членам высокий социальный статус, а также защиту (заявление о муже-пьянице писали в партком, а о протечке крыши - в райком КПСС).

В постперестроечной России появилось много новых групп, претендующих на эти роли - множество партий, кришнаиты и хиппи, белое братство и рокеры, общества потомков дворян и купцов и т.д. К сожалению, пока эти группы в основном объединяются только внешними знаками идентификации (одежда, жаргон и т.д.). Единственно устойчивыми в этих условиях оказываются межпоколенные общности - семья и этнос.