ТЕМА 2. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

 

Абстракт

В развитии человека сочетаются биологические и социальные факторы. Создавая ноосферу, человечество изменяет естественные компоненты окружающей среды, что приводит к отрицательным последствиям не только для природы в целом, но и конкретно для самого человечества как биологического вида: Один из подходов к решению этих проблем предлагает  социобиология.

Человек по многим отдельным функциям уступает животным; но его плюс - максимальная приспособляемость к биологическим и социальным условиям.

После рождения животного идет развертка биологической программы почти без индивидуальных различий, и в результате он готов к взрослой жизни, т.е. существует так называемый естественный путь его развития. В то же время новорожденный ребенок проходит естественный путь развития  – путь созревания наследственно заданных структур – в период младенчества. В дальнейшем, на протяжении всей жизни, осуществляется индивидуализированное развитие психики.

В каждом возрасте существуют свои ведущие типы деятельности, которые являются определяющими факторами психического развития. В ранних периодах это  эмоциональное общение со взрослыми; в возрасте 1-7 лет это  игра; в школьном возрасте это учение; дальше это  трудовая деятельность.

 

Соотношение биологического и социального в развитии человека

При всей своей социальной природе человечество не перестает быть биологическим видом Хомо сапиенс.

Создавая ноосферу, человечество изменяет естественные компоненты окружающей среды, что приводит в том числе к отрицательным последствиям не только для природы в целом, но и конкретно для самого человечества как биологического вида:

·        трудно сохранить естественную для самого человека экологию среды обитания;

·        демографическая проблема численности населения;

·        генетические проблемы, увеличение наследственных патологий, в том числе психических.

Один из подходов к решению этих проблем предлагает  социобиология, которая рассматривает человечество как один из видов, населяющих Землю.

Сравним динамику развития человечества и поддерживающих его ресурсов на планете в целом:

·        количество людей удваивается за 35 лет

·        производство пищевых ресурсов удваивается за 30 лет

·        потребление энергии удваивается за 14 лет.

Обратим внимание на то, что производство пищи и энергии на сегодняшний день в основном связано с затратами невосполнимых ресурсов планеты (нефти, угля, почвы и т.д.).

Статистические расчеты показывают, что при сохранении современного уровня потребления на душу населения за счет энергии Солнца на Земле сможет неопределенно долго существовать только 500 млн. человек. В то же время численность населения Земли составляет около 5 млрд. чел. и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению.

Из биологии известно, что численность любого вида увеличивается до тех пор, пока не исчерпает ресурсы для своего существования; после этого его численность сокращается за счет прямого действия внешних факторов. Каковы же это факторы?

Голод. Если среднее количество пищи уменьшается, то затраты энергии на ее поиск уже не покрываются найденной пищей. Это ведет к снижению жизненной активности наиболее слабых экземпляров (апатии), а затем и к их смерти. Общее количество экземпляров в популяции уменьшается, и среднедушевое количество пищи восстанавливается.

Проблема голода на Земле стоит очень остро. По данным статистики, сегодня 500 млн. человек имеют пищу в избытке, 2 млрд человек испытывают недостаток пищи или голодают, 20 млн. человек в год умирает от голода (рисунок).

Видовые конкуренты. С ростом численности популяции растет нагрузка на ее среду обитания, что улучшает условия жизни видовых конкурентов. Примером может служить лес после нашествия шелкопряда

У человека главными видовыми конкурентами являются вредители сельского хозяйства и сорняки. Человечество ведет с ними жесточайшую борьбу  (рост производства ядохимикатов составляет 10% в год, в то время как рост производства энергии – только 7% в год), но эти меры принципиально неэффективны. В то же время богатые страны могут себе позволить просто "отдать" часть урожая видовым конкурентам. Их численность в этом случае стабилизируется, и появляется возможность производить экологически чистую, без химикатов пищу.

Болезни. Рост популяции сопровождается ростом всех потребителей его биомассы – это болезнетворные микроорганизмы, паразиты, хищники. Борьба с отдельными их представителями освобождает место для других, появляются все новые, неизвестные ранее. В частности, такова одна из теорий происхождения вируса СПИД.

Но в природе существуют и иные механизмы, заблаговременно снижающие рост численности популяции животных при ее приближении к возможному пределу – механизмы сигнальной регуляции. Перечислим эти механизмы.

Агрессивность. В этом случае при общении двух особей одна из них стремится подавить другую. В популяции выделяются группа подавляемых, которые испытывают постоянный стресс, снижающий их плодовитость и продолжительность жизни. Под воздействием этого стресса у подавляемых снижается забота о собственной гигиене, что ведет к развитию болезней. Возникает грабеж со стороны агрессивных особей и воровство со стороны подавляемых особей, что также снижает качество жизни популяции в целом. Доминантные особи не подпускают к пище остальных, хотя пищи могло бы хватить на всех, то есть появляются голодающие особи.

Агрессивность у людей может проявляться на различных уровнях общности – в отдельной группе (в семье с проблемами), между группами (столкновения между бандами, кланами и т.д.).

Объединения. Стресс настолько сужает агрессию у подавляемых особей, что у них, вместо биологически обусловленного индивидуализма (отстаивание своего жизненного участка, охрана потомства и т.д.), возникает стремление к агрегации и теряется инстинкт самосохранения. Молодые особи образуют стаи, в которых особи почти не размножаются, их основное занятие – гипертрофированное общение. Такие группы либо кочуют, погибая на чужой территории (например, миграции саранчи или леммингов), либо держатся на месте, отделившись от основной популяции.

У человека такие механизмы имеют место в больших городах. Город "засасывает" из деревни молодежь с низким индивидуальным потенциалом и снижает плодовитость до уровня 0,7 дочери на мать. Эта цифра характерна для больших городов в любую эпоху (например, Рим во времена Империи, современные мегаполисы  Латинской Америки и т.д.). Статистические исследования показывают, что без постоянного притока населения извне мегаполисы сокращались бы в 2 раза за 2 поколения.

Сегодня безудержный рост городов имеет место в основном в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки, причем приезжающая молодежь, как правило, не "находит себя", а просто влачит бесполезное существование(рисунок).

Снижение плодовитости. Потомство перестает быть главной ценностью. Птицы откладывают яйца не в гнездо, а куда попало, снижается забота о потомстве, оно рождается и вырастает слабым. В биологии показано, что одинокая ("эмансипированная") самка в среднем выращивает в 2,5 раза меньше детей, чем пара животных.

Можно привести множество примеров подобного поведения у людей.

Пример - в Риме 1-3 веков раздавались бесплодные призывы к римским женщинам рожать детей, а не заменять их собачками, львятами или обезьянками.

Как показывает мировой исторический опыт, способы регуляции рождаемости политическими или социальными мерами оказываются малоэффективными.

Примеры – численность французов стабильна последние 100 лет, несмотря на все меры государства, направленные на повышение рождаемости. Темпы роста населения Индии, наоборот, остаются крайне высокими, несмотря на все усилия правительства.

Таким образом, человечество, несмотря на весь его интеллектуальный потенциал, во многом остается обычным биологическим видом, для которого справедливы общебиологические регулятивные механизмы. Они имеют различное выражение – от самых жестоких (например, расслоение общества) до вполне безобидных (установка на однодетную семью).

Уникальность человечества как вида состоит в том, что это вид с самой медленной сменяемостью поколений, но максимально быстро изменяющий окружающую среду. Поэтому полагаться только на социобиологические механизмы для решения общечеловеческих проблем, конечно, недопустимо.

Человек по многим отдельным функциям уступает животным; но его плюс - максимальная приспособляемость к биологическим и социальным условиям.

Выделим основные характеристики человека как биологического существа (в отличие от других животных):

·        неспециализированность при рождении;

·        универсальность приспособляемости;

Примеры – человек живет по всей территории Земли, при температуре от +40 град до -40 град. В этом отношении с ним сравнимы немногие животные - крыса, таракан

·        высокая степень активности;

·        на нейродинамическом уровне (включая вторую сигнальную систему) имеет абстрактное мышление и асимметрию полушарий, что создает неограниченные возможности для прогресса не только в познавательной сфере, но и в жизнедеятельности в целом;

·        индивидуальные характеристики преобладают над индивидными;

·        в процессе развития человека, в отличие от животных, преобладают социальные факторы, то есть происходит социализация. Специфика соотношения биологического и социального в онтогенезе состоит в том, что природные возможности человека могут быть реализованы только в социальных условиях (общение, учеба, труд, спорт и т.д.). Так происходит социализация вторичных свойств индивида.

Итак, родился детеныш животного. Что происходит после рождения? Идет развертка биологической программы почти без индивидуальных различий, и в результате он готов к взрослой жизни. Правда, чем выше животное по эволюционной лестнице, тем длиннее этот путь; может быть, ему требуется некоторое обучение, но все же существует так называемый естественный путь его развития (то есть почти точно известно, что из этого детеныша получится).

Совсем иначе выглядит этот процесс у новорожденного ребенка Естественный путь развития он тоже проходит, но в сравнительно короткий срок, в основном в период младенчества, когда путем созревания наследственно заданных структур образуются механизмы всех форм психики в их элементарном виде. На этой базе в дальнейшем, на протяжении всей жизни, осуществляется социальное развитие психики, которое носит чрезвычайно многообразный характер. В результате одновременно имеют место и преобразования психических форм естественного развития; и эффекты социального воздействия (психические новообразования разной степени сложности).

Все это легко понять, если представить себе психику взрослого Маугли и взрослого горожанина.

 

Генетическое развитие психических функций

Человек рождается, имея готовыми к действию только 2 формы психики - сенсорику и моторику, причем в разной степени специализированные.

Максимально специализирована сенсорика (то есть человек рождается с полностью готовой сенсорной системой). Пример: у младенцев структура сенсорики такая же, как и у взрослых, дальше происходит только количественный рост ее показателей. С ростом ребенка до определенного возраста повышаются все чувствительности - острота зрения, вкус и т.д.

Развитие моторики заключается в построении новых систем движения на базе взаимодействия филогенетически заданных специализированных моторных актов и недифференцированных движений. Примеры - формирование питья из чашки на основе сосательного рефлекса, акта хватания на основе ладонного рефлекса и т.д.

Развитие перцепции (восприятия целостного образа) тоже происходит на базе сочетания общих и специфических механизмов во взаимодействии сенсорики и моторики. У новорожденного существует генетически заданная реакция на цвет (красное - черное и т.д.), форму (отличает круг от квадрата и т.д.), движение. В настоящее время показано, что такие же генетические механизмы имеют место и у животных (в частности, они избирательно реагируют на прямые линии, на границу и т.д.). У ребенка также генетически задан общий механизм сличения объектов окружающей среды: новорожденный предпочитает движущиеся фигуры - неподвижным; центрированные комплексы - диффузным; сложные комплексы - простым; объемные - плоскостным и т.д.

На этой основе и развивается перцепция вместе с моторной активностью, причем не по пути прямого роста, а по пути системогенеза, когда одна система использует достижения другой, и происходит динамический синтез компонентов разных систем.

Естественно, что становление и перцепции, и сложных форм моторики основано не только на первичных сенсорно-моторных механизмах, но и на генетически ранней способности к запечатлению следов различного рода воздействий (своего рода память). Теперь должна быть понятна исключительная важность богатства предъявляемых стимулов и ситуаций для правильного развития перцепции. При их нехватке возникает характерный для домов ребенка госпитальный эффект, последствия которого неисправимы.

На основе перцепции формируется конечный продукт развития сенсомоторных схем - наглядно-действенное мышление (к концу первого года жизни). Оно проявляется в том, что годовалый ребенок решает различные задачи с использованием обходных путей и средств для достижения цели (например, огибает препятствие. поставленное между ним и игрушкой). Это происходит на базе генетически заданного механизма сличения (сравнения).

Пример: Движущийся объект прячется за экран и через 1 сек появляется - у младенца наблюдается небольшое изменение скорости сердцебиения. Такой же опыт, но объект изменился по форме - скорость сердцебиения изменяется значительно сильнее.

Имеется также генетически заданный путь развития речи (чего нет у животных). Младенец уже имеет первичную голосовую реакцию, то есть существует определенная структура крика младенца, сходная с интонациями повествовательной речи взрослого. Другими словами, показана генетически заданная связь между зрением, слухом и речедвигательным анализатором.

Сведем все изложенное в таблицу готовности к функционированию механизмов психической организации индивида к моменту рождения:

психические функции

механизм

сенсорика

полностью специализирована

моторика

частично специализирована

перцепция

частично специализирована

мышление

неспециализировано; есть общий механизм сличения

речь

неспециализирована; есть общая голосовая основа

То есть, чем проще функция, тем сильнее специализация ее механизмов; чем сложнее функция, тем более обобщенный характер имеет ее наследственная организация. У животных психические функции даны им при рождении и развертываются в свое время, а у человека они только заданы, то есть не проявятся без определенных социальных условий и раньше определенного времени.

Развертка естественных функций происходит очень быстро (период новорожденности - до 1 месяца). Дальше требуется взаимодействие со взрослым как социализирующий момент.

 

Факторы, детерминирующие психическое развитие человека

Можно выделить следующие характеристики этих факторов:

·        их вероятностный характер

·        их поливариантное воздействие (то есть любой фактор влияет на всю личность сразу)

·        сильное влияние субъективных факторов при одном и том же воздействии

·        стимулирующие факторы должны ориентироваться на активные психические формы (мотивация, стимуляция и пр.)

Основные детерминанты воздействия:

·        общение (межличностные взаимодействия); другими словами, общение есть обязательное условие

·        процесса обучения;

·        познавательная деятельность (развивается из ориентировочного рефлекса через внимание и т.д.);

·        трудовая деятельность;

·        игра.

В каждом возрасте существуют свои ведущие типы деятельности (они же являются определяющими факторами психического развития). В ранних периодах это  эмоциональное общение со взрослыми; в возрасте 1-7 лет это  игра; в школьном возрасте это  учение; дальше это  трудовая деятельность.

Рассмотрим роли отдельных детерминантов развития в развитии человека.

Эмоциональное общение. В период младенчества (1 месяц – 1 год) формируется психологическая готовность к социализации на основе развития структуры задатков. Формируется речевая коммуникация и почти все естественные формы психики (кроме представлений). Имеет место эмоциональная избирательность поведения, а также многообразные (жестикуляция, голосовые, двигательные и общеэмоциональные реакции) воздействия ребенка на взрослого.

Эмоциональное общение ребенка со взрослым - ведущая деятельность младенца. Эта деятельность трудна для ребенка, поэтому нельзя постоянно тискать младенца, таскать его на руках и требовать его внимания, как это часто делается.

Игра. Игра детей реализует потребности в образовании и т.д. Она соответствует системогенезу (в отличие от игр животных, где тренируются инстинкты).

Типы игр детей изменяются в порядке возрастания возраста:

1.предметная (только манипуляция предметами)

2.фабульная (со сценарием и предысторией)

3.ролевая (в том числе в профессии)

4.дидактическая (развитие отдельных функций - памяти, мышления и т.д.)

5.театрализованная (тиспользуется в психотерапии, профессональной деятельности).

Роль игры в развитии ребенка:

·        улучшаются память, внимание и т.д.;

·        развиваются высшие психические функции - он учится действовать в воображаемой ситуации, опираться на внутренние мотивы (а не на стимулы извне);

·        происходит первичная социализация - в дошкольном возрасте складываются взаимоотношения детей в группе. Так, в возрасте 4-5 лет еще нет дифференциации в предпочтениях ("с ним интересно играть"), а в 5-6 лет она возникает ("он хорошо играет со всеми" и т.д.).

·        формируются моральные качества (справедливость, самооценка, волевые, то есть произвольные, формы поведения и т.д.).

Основной мотив в игре - получение удовольствия (и других положительных эмоций). Она ориентирована на процесс, а не на результат. Поэтому в 1 классе один из компонентов включения в учебу - переориентирование ребенка на результат. В школе игровой мотив сохраняется, но отрицательно коррелирует с успехами в обучении и может даже блокировать позитивное отношение к труду. Таким образом, в дошкольном возрасте нужно параллельно формировать и мотив к учебе/труду.

Сформулируем основные элементы готовности ребенка к школе, принятые в России:

·        развитие произвольного поведения;

·        формирование ориентации на результат;

·        формирование полезных навыков.

Отметим, что в американской школе в течение 1-3 класса используются только игры, то есть дети ведут себя спонтанно (хочу - сяду, хочу - лягу), и от них не ожидается волевая регуляция поведения. Это, конечно, комфортно, но формирует инфантилизм.

Игры взрослых, оставаясь игрой по форме, ориентированы на социально значимые цели, то есть не на процесс, а на результат. Поэтому в учебной деятельности игра обогащает учебный процесс, особенно в вероятностной ситуации. Пример - деловые игры (человек может использовать те пути поведения, которые наиболее адекватны его психике).

Учение - направленное воздействие, формирующее различные стороны личности. Учение создает социализацию личности (формирует ценностные ориентации, структуры социальных связей, самооценки и т.д.) и социализацию познавательного процесса (произвольное внимание, вербализации и т.д.).

Таким образом, в школьном возрасте должно не только произойти накопление знаний, но и сформироваться личностное самоопределение (ориентация, мотивация и т.д.).

Трудовая деятельность поддерживает все жизненные функции человека; а также является инструментом его самореализации.