Русская культура.

С принятием христианства в православной форме, допускающей богослужение на славянском языке, на Руси появилась грамотность. Получают распространение богослужебные рукописные книги (на пергамене). Древнейшая из них, дошедшая до наших дней, это Остромирово евангелие, созданное дьяком Григорием в 1057 г. для новгородского посадника Остромира.

В XI - начале XII вв. на Руси распространяется большое количество переводных (главным образом с греческого) сочинений как религиозного, так и светского содержания. К последним относятся, в частности, исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской "Хроники" Георгия Амартола.

В это же время происходит становление оригинальной литературы. Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерусской литературы является "Слово о Законе и Благодати" Илариона. Оно было написано в середине XI в. митрополитом Иларионом, первым (и единственным в период с принятия христианства до середины XII в.) русским по происхождению главой русской церкви.

Во второй половине XI - начале XII вв. на Руси возник ряд оригинальных произведений, среди которых выделяется "Житие" игумена Киевского Печерского монастыря Феодосия, написанное монахом этого монастыря Нестором, и цикл сказаний о первых русских святых - князьях Борисе и Глебе. Христианское осмысление трагедии Борисам Глеба знаменует собой успехи новой религии в трансформации мировосприятия людей (главным образом еще только высших слоев общества). Нестор-летописец

Важнейшее место в древнерусской литературе занимает жанр летописи. Некоторые исследователи полагают, что его появление можно отнести уже к концу Х в., когда и был создан первый летописный свод. Другие относят появление первого свода к периоду княжения Ярослава Мудрого, третьи - к еще более позднему времени - второй половине XI в. Вопрос этот остается предметом спора. Скорее всего, первому цельному произведению летописного жанра должны были предшествовать какие-то летописные записи, еще не объединенные в свод.

Первым же летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI в. Его текст сохранился в составе Новгородской первой летописи. В начале XII в. в Киевском Печерском монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы - "Повесть временных лет". Автором его принято считать монаха Нестора, но некоторые исследователи отрицают такое авторство. В "Повести" разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как часть истории славянской, а позднее - как часть истории всемирной (под последней для этого времени имеется в виду история библейская и римско-византийская). Автор использовал ряд переводных византийских источников, в наибольшей степени "Хронику" Георгия Амартола. Из отечественных источников помимо Начального свода он привлекал устные легенды (об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других). "Повесть" начинается с рассказа о расселении славян по Европе, их взаимоотношениях с другими народами. Далее повествуется о возникновении государства Русь, деяниях первых его правителей. Особенно подробно изложены в "Повести" события второй половины XI - начала XII вв.

В XI - начале XII вв. продолжалось развитие эпического жанра. Со сватовством норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины "Соловей Будимирович". Ряд эпических песен возник в связи с половецкими набегами конца XI - начала XII вв. В них в измененном виде встречаются имена известных по летописям половецких ханов (Тугоркан - Тугарин Змеевич, Шарукан - Шарк-великан, Кудреван, Сутра - Скурла). Образ князя Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками (в былинах они выступают под именем татар, которое позже заслонило собой имена прежних врагов Руси), слился с образом Владимира Святославича. К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алеше Поповиче, былина "Ставр Годинович" (прототипом ее героя послужил приближенный Владимира, позже новгородский боярин Ставр Гордятанич).

В XI в. развиваются каменное храмовое строительство, церковная живопись, фресковое письмо. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества середины XI столетия - соборы Св. Софии в Киеве и Новгороде и Спасский собор в Чернигове. В правление Ярослава Мудрого в Киеве возводятся оборонительные сооружения.